ЖАККАРД

Жаккард  — узорчатая ткань, изготовленная на специальном станке, механизирующем ее трудоемкое производство. Термин (жаккардовая) от названия станка, данного по имени его создателя — Ж. М. Жаккара. Вручную самый опытный ткач мог выткать только не более 7 — 10 см в день роскошных узорчатых тканей, поэтому попытки механизировать этот процесс предпринимались неоднократно. Предшественник Жаккара, французский механик Жак де Вокансон, главный инспектор (в последней трети 18 века) шелковых мануфактур Франции, известный как изобретатель механических забавных игрушек, решил облегчить производство узорчатых тканей путем создания механического станка. Эту идею мастер реализовал в виде забавной игрушки — макета станка, в котором нужные нити чередовались между собой при помощи пластинок с отверстиями, и фигурки ослика, как бы наблюдавшего за работой станочка и выражавшего недоумение качанием головы. В 1808 Жаккар, использовав идею Вокансона, создал свой знаменитый станок — машину Жаккарда, существенная особенность которой — наличие перфорированных картонов, соединенных в непрерывную цепочку и позволяющих управлять каждой нитью или группой нитей основы в отдельности, что избавляло ткача от ручной переборки нитей для протягивания утка. Это давало возможность получать на станке практически все тканые узоры, выполненные любым способом переплетения нитей, имитирующим различные ручные ткани, добиваться сложных живописных эффектов и исполнять довольно быстро композиции, в том числе сложные, например, портреты. Мода определяла характер декоративных мотивов жаккарда — сюжетные композиции, растительные или геометрические орнаменты. Примечательно, что в начале 17 века механик из Фландрии (имя неизвестно) пытался осуществить механизацию производства узорчатых тканей в Англии, но ткачи просили короля Якова I Стюарта запретить использование механического станка, который лишил бы их заработка, удешевив стоимость лент, позументов и галунов. Первой фабрикой в России, оснащенной такими станками, была фабрика Юсуповых в Купавне под Москвой; «купавинские» покрывала и шали стоили много дешевле и были доступны более широкому кругу покупателей, поэтому в пору господства в моде шалей они стали признаком не слишком высокого происхождения и посредственного вкуса их обладателей.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.