ХОЛСТ

Посылаю тебе белье: пять пар нитяных карпеток и четыре рубашки тонкого холста.

Н. В. Гоголь. Иван Федорович Шпонька и его тетушка. I. 1832.

Xолст — льняная ткань полотняного плетения с различной степенью отделки исходного сырья; основа для живописных работ маслом, вытканная из смеси льна и пеньки (см. Равендук); кусок домотканой материи (см. Штука). Название восходит к древнерусскому «хълстъ», первоначальное значение которого остается неясным (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 4, М., 1987, с. 258). Бытует мнение, что холст — позднее (конец 17 — начало 18 веков) заимствование из немецкого hu1st — покрывало, восходящего к древневерхненемецкому helan — утаивать, закрывать (Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В., Краткий этимологический словарь русского языка, М., 1971, с. 480). В русском быту холст выполнял значительную роль — по количеству заготовленных холстов судили о богатстве приданого. Льняная ткань обладала завидной прочностью, поэтому до появления фабричных хлопчатобумажных тканей холст служил единственным материалом для изготовления рубах, портов и другого. Отбеливали холст на солнце, покрывали печатным орнаментом или сохраняли белизну, подчеркивая ее вышивкой яркими нитями. Чисто льняные, хорошо скрученные нити шли на холст для праздничной одежды или приданого.

Холст. В. М. Максимов. «Семейный раздел». 1876. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Холст. В. М. Максимов. «Семейный раздел». 1876. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Для повседневного употребления ко льну подмешивали довольно грубую пеньку (см. Посконь). Самый лучший холст шел также на полотенца и скатерти, которым отводилась важная роль в свадебном обряде. Xолст производился и фабричным способом; отличавшийся особой тонкостью шел на дамские летние платья. «Экономка приходила в ужас, глядя на ее перепачканные платьица и изорванные башмачки. Вот тебе и петербургская холстиночка: ходите теперь в чем хотите» (А. Ф. Писемский, Тысяча душ, 1858). Название «холстинка» нередко переносилось и на хлопчатобумажные довольно плотные орнаментированные ткани полотняного переплетения. Но, строго говоря, в 19 веке под холстом подразумевали только льняную и домашней выработки ткань: «Рубаха и прочная снасть были домотканой работы — белые, холстинные» (Г. И. Успенский, Письма с дороги, 1886 — 88).

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.