ВАЛЕНКИ

Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул
башлык под комод, чтоб не нашли, и выбежал на крыльцо.

А. Н. Толстой. Детство Никиты. Аркадий Иванович. 1920—22.

Валенки — обувь в форме сапога из шерстяного войлока, выбитого и спрессованного на специальной колодке. Название собственно русское, от валяния — в значении прессовать войлочные материалы (отсюда второе название валенок, распространенное в нек-рых районах России, — катанки, от катать — в том же значении). Валяная обувь была известна на Руси давно, во всяком случае название «валенки» встречается уже в 18 в. (Словарь Академии Российской, ч. 1, СПб., 1789), но в городе оно появляется и становится привычным позже. Напр., в записках Е. И. Поповой 1848 читаем: «20 ноября. Покупая для себя зимнюю обувь, я увидела в лавке Королева теплые мужские сапоги из козьей шерсти. Они так понравились мне своей легкостью и удобностью, что в голове мелькнула мысль купить их для Федора Борисовича» (Из московской жизни сороковых годов. Дневник Елизаветы Ивановны Поповой, СПб., 1911, С. 143). Валенки делали из шерсти естественных цветов — черные, серые, белые. Плотные и жесткие «катали» из грубой шерсти, а мягкие, легкие, называемые «чесанками», делали из тщательно обработанной шерсти, слегка ворсили, так что на ощупь они были немного пушистыми в отличие от натертых пемзой, что заменяло стрижку валенок из грубой шерсти. Этот вид обуви сохраняет в кон. 20 в. свое значение в рус. быту, хотя утратил свои художественные качества.

Валенки. В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург. Фрагмент

Валенки. В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург. Фрагмент

В 19 в. валенки, особенно предназначенные для зимних праздников, украшали вышивкой из цветной шерсти (такие узорчатые валенки изображены на картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Удобство валенок в условиях холодного рос. климата и больших расстояний способствовало тому, что их носили мужчины, женщины и дети. Но в обеих столицах, особенно в элитарных слоях общества, они были редкостью. Любопытен рассказ И. В. Одоевцевой о встрече Сергея Есенина с Зинаидой Гиппиус: «В 1912 году Есенина действительно приняли более чем холодно, а ведь он — крестьянский самородок — приехал покорить Петербург! Как-то на каком-то чопорном приеме Гиппиус, наставив лорнет на его валенки, громко одобрила их: «Какие на вас интересные гетры!» Все присутствующие покатились со смеха. Такие обиды не прощаются. И не забываются. «Очень мне обидно было и горько, — говорит он. — Ведь я был доверчив, наивен…»» (На берегах Сены, М., 1989, с. 27). Долгое время изготовление валенок было кустарным промыслом, но в 1920-е гг. начало налаживаться промышленное производство, существующее доныне. Правда, традиционные формы орнаментации оказались забытыми настолько, что даже попытки отечественных модельеров их возродить в 1960-е — нач. 1970-х гг. на волне мирового увлечения рус. фольклором не увенчались успехом; остались лишь эскизы и выставочные образцы.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.