ТУРНЮР

 В гостиной сидит девица лет 20 — 25. Одета она по последней моде: сидит сразу на трех стульях, причем один стул занимает она сама, два другие — ее турнюр.

А. П. Чехов. Брак через 10 — 15 лет. 1885.

Турнюр — приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки, что помогало формировать характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела; нижняя юбка с такого рода конструкцией. Название от французского tournure — осанка, манера держаться. В этом буквальном значении употреблялось до 1856, пока в журнале «Мода» за этот год (№ 12, с. 102) не появилось следующее сообщение: «Из Парижа пишут, что вследствие падения кринолина там явились новые юбки, под названием jupan-tournureimperiale, но не зная обстоятельств дела, я ограничусь на этот раз простым извещением». Такое первоначальное название, вероятно, определило то обстоятельство, что законодатель парижской моды и создатель этой конструкции Ч. Ворт ориентировался на пышную моду французского королевского двора времен Марии Антуанетты, которую мечтала возродить его основная заказчица императрица Евгения. Однако кринолин продержался в моде еще несколько лет, но попытки его реконструировать, сделать более привлекательным в глазах модниц начались. «Для этой цели сначала изобрели украшение из лент, материи, пестрых бантов, розеток и так далее, прикрепляемое на соответствующем месте, а потом так называемый cul de Paris и так называемый турнюр» (Фукс Э., Иллюстрированная история нравов, т. 3, М., 1913, с. 143; в переводе cul de Paris, довольно грубого выражения, следует отступать от буквального смысла, назвав его «задок Парижа»). Силуэт платья с турнюром окончательно сформировался, став модным во всех странах Европы, только к 1870. Размеры турнюра в процессе развития моды так стремительно увеличивались, что неоднократно выступали объектом иронии А. П. Чехова в рассказах «Осколки московской жизни» (1884), «Рассказ неизвестного человека» (1893) и других. Так, в России не было принято носить турнюр незамужним девицам, девица-невеста из рассказа «Брак через 10 — 15 лет» в костюме с огромным турнюром — плод авторской фантазии, вызванной к жизни преувеличениями моды. Объемы турнюра стали предметом множества иронических высказываний: «На руках у нее длинные перчатки (так в них и в комнате сидела), а юбка длиннущая и шумит, потому что шелковая. И сзади турнюр, на котором могли бы усидеть рядком большие куклы» (М. А. Осоргин, Повесть о сестре, 1931). В платье с турнюром колени женщины туго стягивались передним полотнищем юбки, сильно расширенной внизу, особенно сзади, ниже турнюра. Садиться приходилось боком и лишь на краешек стула, чтобы не измять пышные драпировки, банты, складки, под которыми скрывался собственно турнюр. Шлейф при этом красиво располагался вокруг ног, а при ходьбе, особенно на улице, подбирался, чтобы не волочиться по земле. Турнюр был в моде почти 20 лет, а в 1889 с ним началась борьба, как некогда с кринолином. Вот как это комментировала печать того времени: «В настоящее время наши модницы разделились на два лагеря и ведут между собой жестокую борьбу относительно турнюров. Одни совсем перестали носить турнюр, а другие все еще не могут решиться бросить его. Самые элегантнейшие женщины, следующие в точности за модой, и те, которые любят все оригинальное, а также многие женщины небольшого роста носят совершенно прямые юбки безо всяких турнюров. Но другие, которые не любят слишком резких переходов, остаются пока верны маленьким турнюрам и некоторым драпировкам» («Вестник моды», 1889, № 23, с. 216). Силуэт костюма стиля «модерн», хорошо известный, в частности, по портретам работы В. А. Серова (М. Н. Ермоловой, 1905, Третьяковская галерея, Москва, Н. П. Ламановой, 1911, частное собрание, Г. Л. Гиршман, 1907, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствует о том, что специфический изгиб женской фигуры с сильно прогнутой вперед спиной, создаваемой корсетом, являлся отголоском времени распространения турнюра. В быту широко употребимым названием для нижней юбки с турнюром и шуршащей сборкой стало фру-фру. Неким подобием турнюра можно считать огромный бант, которым крепился к талии шлейф вечерних, обычно коротких, платьев конца 1980-х годов, введенный в моду французскими модельерами. В России такой фасон получил распространение только на эстраде.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.