СТЕКЛЯРУС

Варваре сшили коричневое платье с черными кружевами и со стеклярусом.

А. П. Чехов. В овраге. 3. 1900.

 

Стеклярус — трубочки из цветного стекла, употребляющиеся для украшения тканей как при отделке одежды, так и в оформлении интерьеров (драпировки, скатерти, абажуры и другие). Название образовано от соединения двух русских слов — «стекло» и «ярус». Учтено словарями только в 1847 (Словарь церковно-славянского и русского языка, сост. Вторым отделением Академии наук, т. 1— 4, СПб., 1847), хотя в России стеклярус был известен еще в средние века, а его производство началось с 1748 в химической лаборатории М. В. Ломоносова, а с 1753 — на его же стекольной фабрике в Усть-Рудице Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Основой для изготовления стекляруса, как и для бисера, служат стеклянные палочки небольшого диаметра, которые резким точным ударом щипцов рубятся на небольшие отрезки (отсюда второе название стекляруса — рубленое стекло). Длина отрезков зависела от их назначения (отделка одежды или декоративных тканей). После отбора неповрежденных трубочек стеклярус считался пригодным к продаже. Стеклярус менее трудоемок в производстве, чем бисер, для его нанизывания не нужны специальные иглы, поэтому он был распространен гораздо шире, причем не только в городском, но и в крестьянском быту. Хотя производство стекляруса и бисера значительно расширилось только после 1860, в художественной литературе и ранее известны многочисленные описания украшенных стеклярусом костюмов или головных уборов: «Попадаются красные девки, осанистые, сытые, с стеклярусными на лбу поднизями» (Д. В. Григорович, Антон Горемыка, 1847). В отличие от бисера, стеклярус более пригоден для геометрических орнаментов, поэтому на накидках, платьях, шалях и других можно видеть ромбы, пирамидки, сочетания различных по размеру квадратов и криволинейных узоров в виде крупных завитков, кругов и так далее. При отделке городского костюма чаще выбирали одноцветный стеклярус в тон ткани — гранатовый по гранатовому, серый по серому, коричневый по коричневому, обыгрывая его блеск и укладывая его в сложные композиции по матовому фону сукна или бархата. В традиционном костюме предпочитали разноцветные стеклярус или бисер и стеклярус из «молочного» стекла, имитирующие жемчуг, или с особым покрытием из речных раковин. Стеклярус считался незаменимым материалом для отделки траурных платьев и украшений, допустимых во время соблюдения траура. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура («В жалях серег не носят»), допускались лишь изделия из серебра, темных непрозрачных поделочных камней и стекляруса. Иногда стеклярус называли камнем: «Жэ (стеклярус), дешевый черный камень, единственная допускаемая модой отделка полутраурных костюмов. Жэ в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь темного огня» (Прево Г., Искусство одеваться, СПб., 1892, с. 98). В отделке интерьеров предпочитали разноцветный стеклярус, особенно в виде бахромы на абажурах, занавесях, скатертях. Современная мода использует стеклярус в сочетании с другими видами стеклянных или металлических отделок.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.