СОРТИ-ДЕ-БАЛЬ

«Это вот для прогулки, для манежа… для концертов, вот — бальное… вот — просто для вечеров… А сорти-де-баль?».

И. С. Шмелев. Пути небесные. Часть первая, глава XIX — Метание. 1936.

Сорти-де-баль — накидка без рукавов, иногда с очень широкими рукавами, предназначенная для особого нарядного вычурного фасона платья (преимущественно бального), на которое нельзя надеть манто или накидку обычного покроя, чтобы его не измять. Название от французского sortie-de-bal, буквально — для выхода на бал. Слово «сорти-де-баль» оказалось столь прочно забыто ныне в России, что при публикации произведений русских писателей, работавших за границей, комментаторы текстов, объясняя точное значение этого дамского туалета, руководствуются дословным переводом с французского, опуская функциональное предназначение сорти-де-баль, а значит, его конструктивные отличия от других накидок. При первом издании в России романа И. С. Шмелева «Пути небесные» (М., 1991, с. 378) в цитируемом выше фрагменте сорти-де-баль объясняется как «выходное платье для бала (французское)». При издании романа «Третий Рим» Георгия Иванова сорти-де-баль толковалось как манто: «В груде шуб, развешанных и разложенных по всем углам сияющей люстрами и олеандрами швейцарской, — знакомого sortie de bal на белой, расшитой золотом подкладке не было видно» (Иванов Г., Стихотворения. Третий Рим [и др.], М., 1989, с. 183). Значение слова «сорти-де-баль» не приобрело никаких русских черт, так как подобная одежда была принадлежностью довольно узкого круга лиц, в котором владение французским языком оставалось признаком хорошего воспитания. Отделка сорти-де-баль подчинялась моде, но, как правило, предназначалась для нескольких особо нарядных платьев. Это заставляло женщин тщательно выбирать ткань, рисунок вышивки или накладных украшений к сорти-де-баль, чтобы иметь возможность сочетать его с большим числом нарядов. Сорти-де-баль шили из шелка, бархата или атласа, отделывали мехом, кружевом, драгоценностями или тончайшим шитьем. Как особый вид одежды сорти-де-баль распространился в России с начала 19 века.

В 1860-е года сорти-де-баль имело еще одно значение — кастет. В очередной публикации «Отечественных записок» (Крестовский В. В., Петербургские трущобы, 1864 — 67) читаем: «Чудной гость бил рукою, вооруженною стальным инструментом, известным под поэтическим названием sortie de bal, который постоянно хранился в его кармане, и в этом же кармане постоянно обреталась правая рука чудного гостя, при входе и выходе из трущоб Сенной площади».

 

 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.