ШТОФ

Мебель была вся красного дерева, обитая барканом под штоф.

И. И. Панаев. Прекрасный человек. 1840.

Штоф — очень плотная шелковая или шерстяная одноцветная или узорчатая ткань различных переплетений. Название от немецкого Stoff с тем же значением. Известен с начала 18 века. Плотность штофа достигалась использованием скрученных в несколько нитей основы и утка. Штоф считался дорогой тканью и служил в качестве мебельной обивки, декоративной ткани для занавесей, пологов, драпировок, обоев только в аристократическом быту. В 19 веке термин трактовался шире, распространяясь на любую плотную шелковую ткань. Именно в таком значении употребляет это название И. А. Гончаров, описывая «штофные юбки» японских чиновников в «Фрегате ,,Паллада“» (1858). Шелковый штоф, естественно, ценился выше шерстяного, появившегося к тому же намного позже — его упоминают лишь в 19 веке. Штоф был преимущественно одноцветным, но поскольку исполнялся различными переплетениями (сочетание репсового, атласного и других), то игра света давала разнообразные колористические эффекты. В начале 19 века штоф на некоторое время вышел из моды как мебельная ткань. Современник так описывает интерьеры начала 19 века: «В области моды и вкуса, как угодно, находится и домашнее убранство или меблировка. И по этой части законы предписывал нам Париж… Шелковые занавески также были изгнаны модою, а делались из белого коленкора или другой холщовой материи с накладкою прорезного казимира, по большей части красного с такого же цвета бахромой и кистями. Эта мода вошла к нам в конце 1800 года и продолжалась до 1804 или 1805 года. Павел ни к кому не ездил и если б увидел, то, конечно воспретил бы ее, как якобинизм» (Вигель Ф. Ф., Записки, т. 1, М., 1928, с. 179). В 1-й трети 19 века штоф почти не употребляли, поэтому в литературных произведениях той поры можно встретить упоминание штофа лишь как символа минувшего века. Так, у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине» — «в гостиной штофные обои» в доме дяди Онегина, в «Пиковом даме» — «полинялые штофные кресла и диваны» в доме графини. С конца 1830-х годов штоф возвращается в моду, но уже не только как мебельная или декоративная ткань для интерьера, а и как ткань для шитья одежды. Купечество первым применило плотную тяжелую ткань для женских платьев, шалей или «солидных» мужских жилетов. «В сундуках у него множество диковинных нарядов: штофные юбки, атласные душегреи, шелковые сарафаны» (М. Горький, Детство, 1913 — 14). В эти же годы появляется большое число тканей, имитирующих штоф, — в том числе баркан. Ныне синтетические материалы позволяют имитировать любые ткани прошлого, и время от времени искусственный, чаще узорчатый, штоф входит в моду как мебельная обивка и драпировочная ткань.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.