ШЛЕЙФ

Идет по бульвару, а сзади пустит шлейф в полтора аршина и пыль метет; каково идти сзади: или беги обгоняй, или отскакивай в сторону, не то и в нос и в рот она вам пять фунтов песку напихает. К тому же это шелк, она его треплет по камню три версты, из одной только моды, а муж пятьсот рублей в сенате в год получает: вот где взятки-то сидят.

Ф. М. Достоевский. Подросток. Часть первая, глава 2, III. 1875.

Шлейф — заднее, значительно удлиненное полотнище дамской юбки; съемная деталь костюма в виде такого рода полотнища, крепившаяся в зависимости от моды либо к талии, либо к плечам; то же, что трен. По М. Фасмеру, название от немецкого Schleif — длинный подол. Вошел в русский быт в начале 18 века как обязательный атрибут придворной жизни и не исчезал из этой сферы вплоть до 1917. Придворный костюм в меньшей степени был подвержен моде, и, в некотором смысле, его можно считать церемониальной и даже обрядовой одеждой. В таких ситуациях длина шлейфа определялась знатностью дамы и ее положением при дворе. О шлейфе как о модной детали, образующей требуемый временем силуэт, можно говорить только в 19 веке, который в истории европейского костюма начался несколько раньше календарной даты, а именно с начала Великой французской революции 1789 — 94. После 1805 шлейф стал заметно укорачиваться, и к 1808 с ним расстались, так как платья настолько уменьшились в длине, что оказались видны башмаки, и весь объем и форма нарядов изменились в такой степени, что эстетической потребности в шлейфе уже не было. К 1840-м годам мода потребовала удлинить юбку, и особенно заднее полотнище. А с появлением турнюра в 1870-е года шлейф стал важным формообразующим элементом силуэта. К этому времени окончательно сложились правила пользования шлейфом. Появляться на улице в платье со шлейфом считалось в высшей степени неприличным и дурно характеризовало женщину. Дамы, чьи мужья служили в Сенате, никогда бы не вышли на улицу в платье с длинным шлейфом, и, вероятно, неискушенный юный герой романа Достоевского принимает за светских женщин особ совсем другого рода. Обычно женщины, если того требовала ситуация, придерживали шлейф при помощи специальной петли или пажа. В начале 19 века на балах во время танцев шлейф снимали, так как в те годы он был только съемным. Во 2-й половине 19 века шлейф крепили к талии и придерживали во время танцев рукой, надев на нее петлю. Особое искусство требовалось, чтобы садиться в платье со шлейфом, — его нужно было изящно откинуть ногой, дабы не запутаться, вставая со стула. Если в 18 веке шлейф — знак причастности к придворным кругам, то в 19 веке он получает и другие значения. В 1-й половине века — это признак вступления девушки в брачный возраст, а во 2-й половине — свидетельство того, что дама замужем, так как турнюр и шлейф были деталью туалета только женщин, имеющих семью. Неправильное пользование шлейфом не прощалось никому. Вот что сообщает Т. А. Аксакова-Сиверс в «Семейной хронике» (кн. I, Париж, 1988, с. 209) об эпизоде, имевшем место в московском Дворянском собрании на балу по случаю 300-летия дома Романовых: «После ужина старшая часть императорской фамилии отбыла, и веселье стало более непринужденным. Мария Павловна младшая, у которой (судя по запискам Игнатьева) нарушение правил этикета было явлением хроническим, перекинула шлейф через руку и так бойко отплясывала со своим братом Дмитрием Павловичем, что на следующий день (по слухам) ей было поставлено на вид, что так танцуют только в кафешантанах, а не на официальных балах».

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.