Шаманский костюм

Трость. Конец XIX в. Буряты

Трость. Конец XIX в. Буряты. Иркутская губерния. Балаганский уезд. Поступление 1903 г. Сборы Хангалова М. Н. Береза. Длина 104 см. Инв. № 5899-2. К трости подвешены: шкурка соболя, 2 шкурки белки, колокольчики, 3 конусообразные подвески (холбого). На верхнем конце сделано изображение головы соболя, на нижнем — лапка. На одном из колокольчиков надпись: «Братья Гомулины в Павлове. 1877 год».

/73/


По представлениям бурят, дух-покровитель кузнечества спустился на землю с девятью сыновьями, каждый из них был хозяином определенного кузнечного предмета. Дух-покровитель должен был научить людей кузнечному ремеслу. Выполнив задачу, дух-покровитель вернулся на небо, а сыновья остались на земле, чтобы обучить людей тонкостям кузнечного дела.

Онгон — изображение духа-хозяина кузнечных мехов. Середина XIX в. Буряты.

Онгон — изображение духа-хозяина кузнечных мехов. Середина XIX в. Буряты. Иркутская губерния. Балаганский уезд. Поступление 1887 г. Сборы Хангалова М. Н. Высота 10,5 см. Сталь. Инв. №771-18.

/74/


Онгон — изображение духа-хозяина огня. Середина XIX в. Буряты

Онгон — изображение духа-хозяина огня. Середина XIX в. Буряты. Иркутская губерния. Иркутский уезд. Поступление 1917 г. Сборы Хангалова М. Н. Высота 9 см, диаметр 7 см. Дерево, сукно, жесть. Инв. № 7365-21.


Дух-хозяин огня был одним из центральных в пантеоне духов. У якутов дух-покровитель охоты и дух-хозяин огня назывались и изображались одинаково. Для проведения удачной охоты и после нее проводилась церемония кормления огня, при этом читалось заклинание: «Священный огонь, дух Вселенной… Господин — грозный огонь! Передним ногам споткнуться не давай, задним ногам задержки не делай, короткая мерцающая искра да будет с тобой, длинный стелющийся дым да будет с тобой, да имен всегда в руках белую салама. О, будь счастье и удача!».

/75/


В число бурятских онгонов входили соболь, белка, горностай (колонок), хорек (сурок), заяц, которые назывались «пять почетных или главных». У бурят хозяин хорька являлся покровителем брачного союза и ставился у изголовья кровати. Онгон из шкурки колонка с изображением фигурки человека являлся покровителем охоты. Он также был духом-покровителем шамана.

Онгон — дух-хозяин колонка. Конец XIX в. Буряты.

Онгон — дух-хозяин колонка. Конец XIX в. Буряты. Иркутская губерния. Поступление 1916 г. Дар Иркутского бурятского общества. Шкурка колонка, ткань, дерево. Длина 30 см, ширина 14 см. Инв. № 7326-16.


Онгон — дух-покровитель местности Конец XIX в. Буряты

Онгон — дух-покровитель местности Конец XIX в. Буряты. Иркутская губерния. Аларское ведомство. Поступление 1916 г. Дар Иркутского бурятского общества. Ткань, краска. 45×45 см. Инв. №7326-13.

 

/76/


Поделитесь этой записью
  • Источник: О. А. Чернявская, Шаманский костюм, Иркутск, 2004.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.