Шаманский костюм

Бубен шаман получал не сразу, а только после того, как дух, его переделавший, давал ему приказание сделать бубен. Дух также определял, сколько бубнов может иметь шаман за свою жизнь. У каждого бубна есть хозяева: конь, олень, барс или др. животное или птица. Бубен осмысливался как верховое животное шамана, на котором он совершал свои путешествия. Во время камлания шаман, обращаясь к хозяину бубна, говорил: «Шестигорбый мой белый бубен, спина и шея твои пусть не ослабнут! Будь легче выпущенной стрелы, будь быстрее текущей воды, в ветреный день убежищем будь, в тяжелый день опорой будь, в несчастный день преградой будь, при болезни полезным будь)».

Делают бубен из дерева, кожи и железа. В основном бубен состоит из следующих частей: деревянной обечайки, кожи, натянутой на обечайку, деревянной вертикальной перекладины-ручки, горизонтального деревянного или железного прута, на который нанизывались различные привески. Обечайка (обод) делается из кедра, лиственницы или березы. Иногда на наружной поверхности под кожу кладется несколько полушарообразных деревяшек, которые образуют возвышения. У якутов на обод накладывались скрипичные кобылки, а поверх их натягивались в несколько рядов сухожильные нитки.

Бубен. Середина XIX в Эвенки.

Бубен. Середина XIX в Эвенки. Иркутская губерния. Киренский уезд. Поступление 1890 г. Сборы священника В. Винокурова. Дерево, кожа, металл. Диаметр 41 х 60 см. Высота обода 12см. Инв. № 1326-5. На ручке символическое изображение оленя.

 

Колотушка к бубну. Эвенки

Колотушка к бубну. Эвенки, Иркутская губерния. Киренский уезд. Поступление 1890 г. Сборы священника В. Винокурова. Дерево, металл. Длина 34см, ширина 6см. Инв. №1326д205б. На рукоятке изображение головы соболя.

 

Бубен. Конец XIX в. Тофы

Бубен. Конец XIX в. Тофы. Время поступления и местность неизвестны. Дерево, кожа, металл. Диаметр 46 х 55 см. Высота обечайки (обода) 18 см. Инв. № ВС 4894-6.

 

/68/


/69/


Бубен. Середина XIX в. Юкагиры.

Бубен. Середина XIX в. Юкагиры. Колымский округ. Поступление 1898 г. Сборы В. Г. Богораза. Дерево, кожа, сухожилия. Диаметр 48 х60,8 см. Высота обода 5,8 см. Инв. № 4729-9.

 Все эти приспособления служили резонаторами.

Поверх них укреплялась кожа. На покрышку бубна идет кожа жеребенка, олененка, т. е. молодого животного. Дерево, из которого делается обод, должно быть без повреждений, расти вдали от жилья; к нему не должен был подходить скот и не должна была касаться рука человека. Дерево должно расти, например, только на восточном склоне горы. При изготовлении бубна говорили: «Когда ты будешь действовать — пусть твои действия исцелением людям будут, если хана будешь возвышать, милость увидь, если начальника будешь возносить, мудрость увидь, когда кам ошибется, щекой ему будь, отвечай за его щеку, если шаман споткнется, копытом ему будь…». При чтении молитвы бубен окуривали можжевельником, кропили вином. С этого момента бубен приобретал значение священного и хранился в переднем углу дома шамана. Обод и перекладины не переменялись, менялась только шкура, которой обтянут бубен.

/70/


Поделитесь этой записью
  • Источник: О. А. Чернявская, Шаманский костюм, Иркутск, 2004.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.