Шаманский костюм

Подвески на спине прикреплены к бархатным и кожаной полоскам. Первый ряд расположен в районе лопаток. К нему прикреплены изображения: собаки (7×3 см), медведя (12×3,5 см) и птицы, похожей на лебедя, которые являются помощниками шамана и представителями среднего мира. На данной полосе также находятся 10 пар листовидных подвесок (2×8 см) Вторая кожаная полоска соединена с первой изображением гуся. Обе птицы прикреплены вниз головами, что говорит о связи шамана с духами нижнего мира. Здесь также привешены ущербный месяц и солнце, которые освещают путь шамана в нижнем мире. На третьем ряду имеются 24 стальных штырька (6 и 8 см) и по бокам символическое изображение рыб. На четвертом ряду — 17 стальных подвесок (6 см). Нижний ряд состоит из кожаных и меховых подвесок. На рукавах, предположительно, металлические изображения костей рук человека.

Расположение и набор подвесок говорит о связи шамана с духами среднего и нижнего миров.

Подвески

Подвески

Подвески

Подвески

/47/


Костюм шамана. Начало XX в. Тофы.

Костюм шамана. Начало XX в. Тофы. Иркутская область Тулунский округ. Карагасский сельский совет. Поступление 1930 г. Дар сельского совета через Мачульского П. И. Длина 140 см. Длина рукава 55 см. Шкура оленя, ткань, металл, Инв, № 329.

/48/


 

Костюм шамана.

Костюм шамана. № 329.

Фрагмент рукава.

Фрагмент рукава. К костюму № 329

Фрагмент рукава с изображением лапки птицы.

Фрагмент рукава с изображением лапки птицы. К костюму № 329

/49/


Костюм шамана. Начало XX в. Якуты

Костюм шамана. Начало XX в. Якуты (?). Якутия. Поступление 1932 г. Собиратель неизвестен. Длина по спине 74 см, длина переда 43 см. Ширина 32 см. Длина бахромы 43 см. Шкура теленка, на нее нашита шкура котика. Костюм без рукавов, покрой сарафана. Инв. № А532.

/50/


Костюм шамана.

Костюм шамана. Инв. № А532.

Назначение кружков на костюмах трактуется исследователями по-разному, Есть круг — солнце, у якутов, оно освещает путь шаману во время его путешествия в нижний, темный мир. Другие круги — это облака, на которых тот же шаман разъезжает по верхним, средним и нижним мирам. В якутской сказке о шаманке говорится: «После того поднялось воспеванием снятое, отдельное шаманское (на котором сидел шаман) облако, блестя, белея показалось лицо шаманки-женщины, и прямо на юг, колотя в свой бубен, миновав, она отправилась…». Круг с вырезом в центре — это земля, которая остается за шаманом, когда он улетает в другие миры. Она блестит, как бляха на шапке знатной женщины, и освещает ему обратный путь. Отверстие в круге — это прорубь, через которую шаман спускается в нижний мир, водный путь, ведущий в мир духов.

/51/


  • Источник: О. А. Чернявская, Шаманский костюм, Иркутск, 2004.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.