Шаманский костюм

Шаманские костюмы в коллекции Иркутского областного краеведческого музея

Шаманство — особая форма религии, которая представляет собой грандиозную по своей целостности мировоззренческую систему, определяющую весь спектр взаимоотношений человека с окружающим миром.

Как особая система мировоззрения, оно включает в себя элементы рационального, иррационального и художественно-образного познания мира. Оно впитывает в себя все предшествующие религиозные верования, представления и совокупность религиозно-магических действий народа, дополняет и развивает их и создает свои представления о мире и окружающей среде. Как конкретно-историческое явление, у каждого народа имеет свои особенности, которые обусловлены общественно-экономическим и культурным уровнем развития данного человеческого сообщества.

Само слово «шаманство» заимствовано из эвенкийского языка, от слова «саман». Для шаманства характерны следующие признаки: наличие особых лиц — шаманов, обладающих способностью или умением приводить себя в экстаз; особый ритуал действия — «камлание». «Камлание» — термин произошел от названия шамана у саяно-алтайских народов — «кам». Камлание является способом общения шамана с духами, с их помощью он может путешествовать в разные миры. Есть главный дух-покровитель шамана, есть духи-помощники, которые служат шаману, и злые духи, с которыми он борется.

Первым и непременным условием для того, чтобы стать шаманом, было наличие шаманской родословной, шаманского происхождения. Различали несколько видов родословных: по отцовской и материнской линиям. Шаманский дар мог быть небесного происхождения, когда человек находил упавшие с неба священные камешки или зеркало — толи. Самым предпочтительным было происхождение по линии отца. Очень редко шаманами становились лица без родословной — когда дух умершего шамана случайно вселяется не в родственника шамана. «Дух также реален и смертен, только его трудно увидеть. Но духи очень часто вселяются в разные видимые предметы, как природные, так и сделанные руками человека… и есть духи, которые не могут существовать иначе, как только вселившись в человека»1, — отмечал Д. К. Зеленин.

Шаман

Шаман

/6/

  • Источник: О. А. Чернявская, Шаманский костюм, Иркутск, 2004.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.