ШАЛЬ

И вот слышится покашливание; выходит тетка. Она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. На плечах у нее накинута большая персидская шаль.

И. А. Бунин. Антоновские яблоки. II. 1900.

Шаль — большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом; мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. Название от французского chale или английского showl, восходящих к персидскому sal. Теплые и легкие восточные шали появились в России на рубеже 18 — 19 веков, распространившись необычайно быстро, так как без них «античная» мода даже в странах с более умеренным климатом долго бы не продержалась. Парижские щеголи тоже пытались одеться в «античные» одежды, но с наступлением первых холодов отказались от них. Шали в Европу прибывали как из английской колонии — Индии, так и распространялись через Францию (где шали появились в конце 18 века после египетских походов Наполеона I). Производство русских шалей началось уже в самом начале 19 века, но первые образцы подражали восточным (предприятия Н. А. Мерлиной, Д. А. Колокольцова, В.А.Елисеевой; последняя сумела заменить шерсть тибетских коз шерстью сайгаков, что позволило наладить изготовление шалей из отечественного, а не из привозного сырья). «Еще я видела даму, у которой на фабрике делают шали наподобие турецких, я никогда бы не подумала, что она не настоящая, я, которой так известны турецкие шали. Астромова сказала, что они не будут как турецкие, но лучше, чем купавинские (купавинские делали у Юсупова). У помещицы Колокольцовой, кажется в Саратовской губернии, ткали шали. У императрицы Александры Федоровны была пунсовая — ткань совсем особенная и красная краска особенной красоты. Купавинские шали носили только купчихи» (Смирнова-Россет А. О., Дневник, Воспоминания, М., 1989, с. 112). Шали были очень большого размера, и умению носить их придавалось большое значение. «Все носят шали, они в большой моде, и чем их больше, тем больше вас уважают. У меня шесть. Нужно сказать, мода эта черезвычайно удобна. Шали бывают огромными (даже в три человеческих роста), один конец ее обертывается вокруг руки, другой спускается до земли» (Письма сестер М. и К. Вильмот из России, М., 1987, с. 238). Следует заметить, что в углы шалей вшивались золотые шарики, своей тяжестью удерживавшие шаль в нужном положении. Эти шарики иногда вплетали в кисти. Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В самом начале 19 века предпочитали резкие контрасты. Марта Вильмот рассказывает: «С утра до вечера, по здешней моде, я кутаюсь в черную с желтым шелковую шаль» (там же, с. 238). В 1830-е года в периодических изданиях обращали внимание на то, что «новейшей работы шали имеют фон светло-кофейный» («Молва», 1831, № 35, с. 143). К тому моменту, когда шали перестали быть обязательным дополнением к «греческому» платью, они не вышли из моды, но их оформление претерпело значительные изменения — орнаментами покрывались не только края шали, но и вся ее поверхность. Излюбленными орнаментами оставались восточные «огурцы» или «миндаль» («бадан-бутэ»), сплошь затканные мелким цветочным узором. Сохранился и танец с шалью, появившийся во время царствования Александра I в женских учебных заведениях, — с его помощью воспитанницы демонстрировали свое изящество и грациозность. Именно о таком танце говорит герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) Мармеладов: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила». Легкие и теплые шали, однако, не могли спасти женщин от жестоких российских морозов, и многие красавицы пали жертвой безрассудства моды, мало считающейся с русским климатом. А. И. Герцен писал: «Париж, с бесчувствием хирурга, целое столетие под пыткою русского мороза, рядит наших дам, как мраморных статуй, в газ и блонды, отчего наши барыни гибнут тысячами как осенние мухи; а наблюдательный Париж по числу безвременных могил определяет количество первоклассных дур в России» (Состав русского общества, Полное собр. соч. в 30 т., т. 2, М., 1953, с. 420). По мере того как шали старинного фасона начали выходить из моды, им нашли иное применение — стали шить из них платья, мужские жилеты и другое. Вот что можно было прочесть в «Молве» за 1832 (№ 63, с. 252): «Для мущин мода на шлафроки до того утвердилась, что нарочно для них изобретены материи и узоры. Шали более всего к тому пригодны. Дамы, которые хотят сделать хорошее употребление из своих турецких шалей, могут это взять на заметку». Под влиянием моды на шали появилась и ткань шали, выполненная в той же технике, из того же сырья, так же орнаментированная, как шаль 2-й трети 19 века (со сплошным узором по едва проступающему фону). В переводах новостей моды учитывали разное написание французских chale и chaly, но в русском быту особого различия между ними не делали и называли мерную ткань «шаль», как и изделие особой формы и орнаментации. Декор ткани тоже был подвержен моде: «Новые шали, затканные и набивные, совершенно в другом роде, нежели прежние» («Молва», 1832, № 87, с. 348). Из этого отрывка ясно, что орнамент уже не только тканый, чем изначально славились восточные и первые русские шали, но и набивной, с вышивкой шелком. Новой моде более подходили квадратные шали, которые было удобно носить на плечах, а не тем способом, о котором писала Вильмот. Название «шаль» стало относиться и к большим шелковым, бумажным и шерстяным платкам с печатными букетами из разнообразных цветов или восточных мотивов. Наибольшей известностью пользовались изделия из г. Павловский Посад Московской губернии, где с середины 19 века существовал «Торговый дом Я. Лабзина и В. Грязнова», получивший известность далеко за пределами России. Переоборудовав производство, основанное еще в 1812, владельцы добились таких высоких результатов, что начиная с 1865 платки и шали Павловского Посада отмечались призами российских и зарубежных выставок — почти все орнаменты и излюбленные цвета сохранились доныне. Изменения в моде шалей-платков отразились и в моде на узоры мерных тканей, в которых стали преобладать «розаны» Во 2-й половине 20 века мода на шали и ткани такого типа вновь вернулась.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.