СЕРЬГИ

В ушах были большие серьги, в которых блестело по брильянту.

А. П. Чехов. Моя жизнь. XVII. 1896.

Серьги — украшения в виде колец, подвесок, шариков и другого, продевающиеся в мочки ушей. Название встречается в древнерусских письменных источниках с 14 века. В духовной грамоте княгини Юлиании 1503 говорится: «Трои серги, двои яхонты, а третьи лалы; а техъ серегъ каменье съ жемчюги на колпаки у сына моего у Ивана» (Срезневский И. И., Словарь древнерусского языка, т. 3, ч. 1, М., 1989, стлб. 340). Как женское украшение серьги появились в обиходе в глубокой древности и не исчезали из него — менялись лишь их форма, длина, материал, сочетание камней, способ крепления отдельных частей и так далее. Распространенные в Древней Руси серьги имели вид кольца с подвесками; в 18 — 19 веках эта форма сохранялась в крестьянском быту. Среди серег 16 — 17 веков выделяются так называемые голубцы, своими очертаниями напоминающие птицу с распростертыми крыльями, а также «двойчатки» с двумя подвесками-стерженьками, на которые нанизывались камни или жемчуг. С 18 века форма серег ориентирована, как правило, на ювелирные изделия Западной Европы, что представляется неизбежным при происходившем с этого времени заимствовании костюма западноевропейского образца. В 18 веке было множество разновидностей серег — в виде каплевидных жемчужин или камней с «мочкой» (продеваемой в ухо дужкой), оформленной как бант, цветок или змейка. Любопытно, что в начале 19 века в России было модно носить одну серьгу, о чем свидетельствует английская путешественница: «Мне уже приходилось упоминать о русском обычае постоянно делать подарки — в некоторых случаях они обязательны. „Яйцо», подаренное мне княгиней, это два бриллианта, которые я буду носить в серьге будущей зимой (по здешней моде, ходят с одной сережкой)» (Письма сестер М. и К. Вильмот из России, М., 1987, письмо от 11 мая 1804, с. 258). В 19 веке, однако, молодые незамужние дамы в России, а именно такой была М. Вильмот, бриллиантовых серег не носили. Вот что по этому поводу писалось в печати: «В самом лучшем обществе к венцу не надевают бриллиантов, а предпочитают щегольское неглиже: наряд новобрачной выказывается на вечерах. Под венец же необходимо только бриллиантовые серьги, которые должны быть подарены будущим супругом» («Молва», 1832, № 57, с. 226). В 1-й половине 19 века серьги были довольно длинными: «Серьги все также необыкновенно длинны. Бриллиантовые или жемчужные — представляют виноградную или смородиновую ветку с цветами и плодами» («Молва», 1833, № 34, с. 136). К концу 19 века становится очень популярна цветная эмаль, которая в сочетании с камнями представляла собой изысканные растительные формы, вторившие орнаментам на тканях и контурам женских фигур в струящихся одеждах, характерных для рубежа 19 — 20 веков. Примечателен обычай мужчин носить серьги. Автор первой истории русского костюма А. Н. Оленин так пишет об этом: «…здесь должно отметить, что ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям: Дмитрию и Ивану по одной серьге с жемчугом» (Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Словян времени Траяна и Русских до нашествия Татар, СПб., 1832, с. 16). Художник В. М. Васнецов, внимательно изучавший русские древности, изображал своих сказочных царевичей в серьгах, что вполне соответствует реалиям древнерусского быта. В 18 веке мужчины снова начали носить серьги, и не только в России, но и в Англии и Франции. М. И. Пыляев рассказывает, как такая мода была запрещена в армии: «…обычай носить серьги в ушах у мужчин явился с Кавказа, от грузин и армян, нередко даже протыкали уши мальчикам по суеверью, от некоторых болезней. Мода на серьги особенно процветала у военных в кавалерийских полках, и трудно поверить, что гусары прежних лет, „собутыльники лихие», все следовали этой женской моде, и не только офицеры, но и солдаты носили серьги. Первый восстал на эту моду генерал Кульнев, командир Павлоградского полка; он издал приказ, чтобы все серьги из ушей были принесены к нему. Уверяют, что известная пословица — для милого дружка и сережка из ушка — придумана в это время солдатами» (Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, М., 1990, с. 163—64). Имеются в виду события времени Павла I. Очевидно, что серьга в ухе никогда не была знаком мягкости или женственности характера, но знаком власти или принадлежности к определенному кругу людей, сформированному не только по сословному признаку (например, объединяющему кавалеристов всех чинов). Особый смысл в серьгах был у казаков. Ориентируясь на такие серьги, командир берег в бою того, кто был обозначен этим украшением как последний в роду или единственный сын — кормилец или землепашец, продолжатель рода и защитник семьи. В 20 веке серьги у молодых людей — способ отличить себя от других, иногда способ показать приверженность своему эстрадному кумиру.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.