САПОГИ

Прошлый раз по пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Нестарый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. И с ним — старуха. Такая обыкновенная старуха с двумя тюками и корзинкой.

М. Зощенко. Гримаса нэпа. 1927.

Сапоги — обувь с голенищем различной длины, выполненная из кожи или ткани. Происхождение слова «сапоги» неясно. Существуют разные версии — славянская, тюркская и иранская, которые обсуждаются в работах по этимологии (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 3, М., 1987, с. 559). Все версии, однако, связаны с особой вытянутой формой — дымоход, трубка, стебель или сабля. В России допетровского времени сапоги имели загнутые кверху носки, что приближало их к восточным образцам и делало удобными для верховой езды (форма носка не позволяла ноге застрять в стремени). Расшитые шелком, камнями или жемчугом бархатные или из цветной кожи сапоги были жестким социальным  знаком и не имели широкого распространения. Иностранец, посетивший Россию в 16 веке, сообщал: 2Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками» (Герберштейн С., Записки о Московии, М., 1988, с. 117). Подбитые гвоздиками подошвы послужили одной из причин запрета выделки такой обуви при Петре I, когда интерьеры вновь возводимых зданий украшали по европейскому образцу паркетными полами (Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое, т. 4, № 1999, с. 272). В 18 веке в русском быту получили распространение европейские башмаки и сапоги (см. Ботфорты).

Сапоги. Праздничные женские сапоги из Скопинского уезда Рязанской губернии. Исторический музей. Москва.

Сапоги. Праздничные женские сапоги из Скопинского уезда Рязанской губернии. Исторический музей. Москва.

В конце 18 века с появлением фрака сапоги стали модной обувью. Из военного костюма были заимствованы сапоги а ля Суворовигусарские, отличавшиеся формой верхней части голенища: с отворотом, закрывающим колено, у сапог «по-суворовски» и вырезом «сердечком», заканчивающимся кисточкой, у сапогов «по-гусарски». Если в 18 веке сапоги были деталью специального мужского костюма — военного и охотничьего, то в 1-й половине 19 века сапоги различной длины были практически единственной мужской обувью. В живописи 1-й половины 19 века короткие голенища сапог часто закрыты панталонами или брюками и как сапоги не воспринимаются. Однако можно сказать, что в повседневной жизни мужчины крайне редко надевали что-либо кроме сапог (ботинки и туфли появились и прижились не сразу); в современном Санкт-Петербурге до сих пор всю мужскую обувь называют «сапогами», в отличие от Москвы, где распространены названия, строго соответствующие типу обуви (Колесов В. В., Язык города, М., 1991, с. 159). В конце 19 — начале 20 веков появились так называемые русские сапоги. «Когда рабочий уже пообжился, он приобретал другие выходные сапоги из хрома с лакированными голенищами. Они так и назывались — русские сапоги. Считалось особенным шиком, чтобы выходные сапоги были „со скрипом». Отвечая этим пожеланиям, сапожники прибегали к такому ухищрению: между стелькой и подметкой закладывали сухую бересту, и сапоги начинали скрипеть» (Засосов Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890 — 1910-х годов. Заметки очевидцев, Л., 1991, с. 105). Бытовали также сапоги бутылками, отличавшиеся от русских сапог лишь более объемным лакированным голенищем, что и дало повод к появлению такого названия. Сапоги гармошкой (со сборками между голенищем и головкой) получили свое название в 1830-е года (подобная конструкция была известна несколько ранее в связи с распространением гармоники, или гармошки). Сапоги русского образца были популярны среди купечества, городского рабочего люда, зажиточного крестьянства уже с начала 19 века, хотя можно предположить, что сапоги особого, не иноземного образца, стали появляться уже в 18 веке среди тех, кто сохранил видоизмененные, но традиционные русские костюмы. Таким сословием прежде всего было купечество. Существовали также сапоги с гамбургскими передами, у которых тоже были лакированное голенище и головка матовой кожи (Ривош Я. Н., Вещи и время, М., 1990, с. 127). От русских сапогов они отличались, скорее всего, особенностями обработки кожи и длиной голенища. Форма носка сапога была подвержена моде и довольно часто менялась — узкие, квадратные и другие. В начале 20 века появились сапоги бульдог — с возвышением на носке. Сапоги военных имели свои особенности: парадные сапоги конца 19 века были столь узки в голенище, что надеть или снять их без посторонней помощи было невозможно. Внутрь сапог насыпали тальк и пользовались специальными крючками, позволявшими тянуть сапоги изнутри. Такой крой был отступлением от военного устава, что дает возможность говорить об особой военной моде. В 18 веке женщины, переодеваясь в мужское платье для маскарада или охоты, носили и сапоги, но в моду такой тип женской обуви вошел только в 1950-е года, с запуском первого искусственного спутника земли в 1957, когда во всем мире появился интерес к России, ее национальному костюму. Наряду с сапогами из кожи, замши или плотных тканей модельерами предлагались и сапоги из шелкового атласа и бархата, расшитые камнями или жемчугом. В обзорах моды 2-й половины 1950 — 60-х годов они назывались «царевич», а источником вдохновения для зарубежных художников послужила картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Сапоги из ткани или легких кож с прорезным орнаментом женщины начали носить и летом.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.