САЛОП

На сестру надевали богатый куний салоп с большой собольей пелериной, спускавшейся на плечи.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина. XIV. 1887 — 89.

Салоп — верхняя очень просторная утепленная женская одежда с широкими рукавами или без них, скреплявшаяся лентами или шнурами. Название от французского salope — неряха, небрежная, неопрятная женщина. Предполагается, что салоп был хорошо известен уже в конце 18 века, хотя самое раннее упоминание его названия в литературе удалось обнаружить только в тексте 1806 — ремарке из комедии И. А. Крылова «Модная лавка»: «Антроп подает салоп. Самбурова надевает его и завязывает очень медленно». В русском языке возникло выражение «салопница», производное от салопа; оно имеет сходное значение с французским salope, но обрастает дополнительными смысловыми оттенками (старомодный, бедный) и становится знаком социального положения человека. В очерке «Салопница», написанном, по всей вероятности, Ф. В. Булгариным (он подписан инициалами Ф. Б.), дана такая характеристика: «Женский пол сей аристократии разгуливает обыкновенно в старых, некогда черного цвета, от времени превратившегося в бурый цвет салопах… Эти попрошайки называются салопницы. Они получили прозвище свое от одежды. Этот бурый салоп, ливрея нищеты, есть изображение характера и жизни несчастной» («Северная пчела», 1832, № 16, 17).

Салоп. В. Е. Маковский. «Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Салоп. В. Е. Маковский. «Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Уже в 1830-х годах салопы начали уходить из моды, во 2-й половине 19 века в журналах они не рекламировались и новых их фасонов не предлагалось, тем не менее они сохранялись в русском быту до конца 19 века. Форма салопа требовала больших затрат ткани и меха — верх шили из бархата, шелка, дорогого сукна, подкладку делали из меха куницы и соболя, тем не менее его продолжали носить в той среде, где богатство материала ценилось выше других качеств, прежде всего у купечества, «…нет, не всё, ты мне еще салоп на соболях должен» (А. Н. Островский, Свои люди — сочтемся!, 1850). С таким смысловым подтекстом этот предмет часто встречается в русской литературе 19 века: «Кроме тысячи рублей, мы еще три салопа даем» (А. П. Чехов, Брак по расчету, 1884). Тяжелые, монументальные формы салопа, диктующие степенную походку, подчеркивающие дородность и состоятельность, соответствовали давно сложившемуся эстетическому идеалу, представлению о красивой женщине, сохранявшемуся во всех тех слоях русского общества, которые не утратили связи с традиционной культурой. Тяготение к величественным формам было подмечено в начале 19 века, когда в одном из журналов появилась следующая фраза: «Пускай тяжелую цветную одежду, кружева, блонды, петинет, розовые гирлянды, розовые и лиловые шелковые материи носят молодые купчихи, а богатые жемчужные убрусы, глазет, штоф, тафту и платки — старые» (Кабинет Аспазии, 1815, цит. по кн.: Верещагин В. А., Памяти прошлого, СПб., 1914, с. 149). В 20 веке название «салоп» употребляется лишь в переносном смысле по отношению к бесформенной старомодной одежде.

 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.