САККОС

Сестрица Анюта в полном от твоего Филаретова восхищении. «Представляю себе, говорит, как хорош бы он был в саккосе!» Но я, с своей стороны, его не одобряю и думаю, что озлобление этого человека оттого происходит, что он не дворянин.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи. Переписка, 1873.

Саккос — одеяние священнослужителей высокого ранга во время богослужения. Название от древнееврейского saccus — рубище, вретище, усвоенное через греческий язык. «В русской церкви саккос становится известным с начала XV века, когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. Во время патриаршества саккос принадлежал патриархам и митрополитам и, как особая награда, некоторым архиепископам. С 1702 Петр Великий дает в награду саккос некоторым епископам, а с 1705 он становится общей одеждою всех епископов» (Полный православный богословский энциклопедический словарь, т. 2, М., 1992, с. 1990). Саккос — символ смирения; при богослужении означает одеяние Спасителя. По значению равен фелони, по покрою отличается, представляя собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы. В саккос вшиваются так называемые «звонцы», символизирующие благовестие слова Божия. Как символ смирения и покаяния саккос надевали и верховные светские правители. После 1917 сопоставим по функции со стихарем, но короче его и по-прежнему украшен «звонцами». Облачение, предназначенное для литургии, декорировалось очень тщательно и отделывалось кружевами, золотым шитьем, жемчугом. Лучшие ткани, поступавшие в Россию из Италии, Ирана, Турции, а позже Франции, с разнообразными орнаментальными мотивами в бархатной или парчовой технике, служили материалом для изготовления саккоса, фелоней, стихарей. Одним из лучших образцов такого облачения является саккос патриарха Никона в Государственных музеях Московского Кремля. Он выполнен из парчи с орнаментом, представляющим собой повторение фигуры Богоматери с цветущими стеблями между «лицевыми» изображениями. «Лицевыми» называли ткани с изображением человеческих фигур или святых. В 16 — 17 веках такие ткани ценились выше других образцов шелковых тканей и шли только на нужды царского двора или церкви. Вне богослужения одежды, предназначенные для совершения литургии, никогда не надевались, так как каждое из одеяний символизирует собой некоторые элементы христианского вероучения. Более того, повседневная одежда священнослужителей никогда не украшалась какими-либо изображениями святых, евангельских сюжетов и так далее. Тем более никто из мирян никогда бы не позволил себе носить подобным образом орнаментированную одежду. Потребность сказать это вызвана тем, что в современном моделировании появились на выставках и показах после 1985 модели с довольно точными воспроизведениями икон в технике росписи или вышивки. В культуре каждого народа есть нечто запретное (как говорят фольклористы — табуированное), что нельзя использовать вне ситуации, для которой эта вещь или тип декора предназначены. Утрата ощущения «запретного» в собственной культуре весьма грозный признак разрушения культурной традиции; одежду, выполненную по «мотивам русской иконописи», нельзя считать образцом русского стиля, хотя такой прием сознательного отрицания предшествующей культуры является характерным для постмодернизма.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.