Русский уральский традиционный костюм

/39/

Широкую популярность брокаровские узоры приобрели благодаря предприимчивости владельца парфюмерной фирмы Г. Брокара, разместившего узоры на обертках недорогого мыла, охотно покупаемого сельскими жителями.

Мужская рубаха на кокетке. Каменск-Уральский краеведческий музей

Рис. 2.41. Мужская рубаха на кокетке. Каменск-Уральский краеведческий музей

С появлением анилиновых красителей цвета нитей, используемых для вышивки, становятся разнообразнее, появляется полихромная вышивка. Выбор цветовых сочетаний зависел от вкуса мастерицы, зачастую в вышивке по цветной фабричной ткани присутствовали красные, желтые, синие, зеленые цвета и их оттенки. Вышивкой украшали грудь (манишку), воротник-стойку (ошейник, остебенье, курташ), концы рукавов (обшлага), иногда и подол рубахи.

Планка мужской рубахи. Каменск-Уральский краеведческий музей

Рис. 2.42. Планка мужской рубахи. Каменск-Уральский краеведческий музей

На протяжении длительного времени мужские рубахи оставались неизменными. Только к концу XIX в. под влиянием городской моды появляется рубаха на кокетке (перелинке, талъе), отличающаяся от туникообразной кроем. Она имеет отрезную деталь — кокетку с прямым разрезом на груди. Перед, спинка и широкие рукава рубахи по верхнему краю в месте соединения с кокеткой закладывались в складки. Концы рукавов рубахи, как правило, оформлялись манжетами. Рубахи на кокетке шили из покупных хлопчатобумажных, шерстяных тканей. Яркой деталью рубахи становится планка (наполок, приполок, нахлестка) с обязательной вышивкой (Рис. 2.43).

Планка мужской рубахи, д. Нижний Катарач, Талицкий район Свердловской областиРис. 2.43. Планка мужской рубахи, д. Нижний Катарач, Талицкий район Свердловской области

Рис. 2.43. Планка мужской рубахи, д. Нижний Катарач, Талицкий район Свердловской области

Можно отметить кашемировую рубаху яркого алого цвета из коллекции Каменск-Уральского музея. Переднее и заднее полотнища и рукава в верхней части заложены в мелкие отстроченные складки. Ворот, широкая планка и манжеты украшены вышивкой болгарским крестиком цветными шерстяными нитками. Полихромная вышивка на алом кашемире выглядит очень нарядно. (Рис. 2.42)

В начале XX в. в связи с переходом на использование фабричной ткани крой рубах изменяется: вместо туникообразных рубах шьют рубахи с плечевым швом, подкройной округлой проймой и округлыми по окату рукавами. Такие рубахи по старинке могли иметь косой ворот, по традиции их украшали вышивкой.

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.