Русский народный костюм: универсальный подход

ствол как мировая ось находится между двумя уровнями (небом и землей).

– Мировое Древо как идея сохранения способности к плодоношению и постоянному возрождению через смерть старого, отжившего.

– Мировое Древо как родовое божество, в котором сохраняются и потенциально существуют души людей. То есть, Мировое Древо = Праматерь, дающая жизнь всему сущему.

Первый аспект – Мировое Древо как модель Вселенной рассмотрен выше.

Второй аспект. Дерево, в отличие от всех других живых существ, растет всю свою жизнь. Жизнь его длится сотни лет. Оно обладает способностью ежегодного воскрешения через смерть, т.е. умирает зимой, возрождается весной, цветет летом, плодоносит осенью и вновь умирает до нового воскрешения. Это делает дерево символом бессмертия, так как оно преодолевает смерть через жизнь, непрерывность и повторяемость жизненного

/13/

процесса. Человечество же связывает свое существование с идеей бессмертия через веру в то, что предки умирают, а на смену им рождаются их потомки. Таким образом не прерывается и цепочка человеческой жизни, выраженная триадой «предки – настоящее – потомки».

Третий аспект. Образ Мирового древа слился с образом родового божества, которое является вечно рождающим центром. Мировое древо выступает как прообраз материальной жизни, начало которой неизменно пребывает в корне. В стволе древа в примитивном зародыше потенциально существуют души людей, которые потом расцветают через ветви.

Поскольку именно женское начало (растения, животные, человек) вынашивает в своей утробе «новую жизнь» до появления её на «свет божий», и это некоторое время остается тайной, в народе некоторое время бытовало представление, что таинство рождения человека принадлежит только женщине. Считалось, что определенную роль в этом играла и Великая Праматерь (Небо), которая давала жизнь всему сущему.

Поклонение Древу как родовому божеству-прародителю и небу как великой праматери легло в основу семантической связи Мирового Древа и Великой Праматери.

Библия говорит, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, можно установить цепочку семантической связи: Женщина=Мировое Древо, Человек=Вселенная, Микрокосм=Макрокосм. В земном человеке соединяется «божественное» (дух, проявляющийся через разум, мысли) и «антибожественное» (инстинкты).

/14/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.