Русский народный костюм: универсальный подход

«сотворении» мира водоплавающей птицей. Жених и невеста «со-творяют», «создают» новую семью, целью которой является продолжение рода человеческого – рождение детей.

Каковы же были представления человека древности о его космическом доме, о Вселенной? Рассматривая устойчивые мифологемы, можно выделить три группы представлений о виде Вселенной.

1. Зооморфный вид Вселенной. Например, Вселенная как Космическая черепаха. Верхняя часть панциря черепахи считалась небом, нижняя часть – землёй, четыре ноги – опорами между небом и землёй.

2. Антропоморфный вид Вселенной. Это представление о Космическом человеке, появляющемся из эмбрионального яйца и выполняющем впоследствии роль мировой оси.

3. Фитоморфный вид Вселенной. Вселенная как Мировое Древо, ветви которого уходят высоко в небо (в мир божественный), корни – под землю (в «преисподнюю»), ствол соединяет, как ось, небо и землю (образуя земное пространство сущего мира).

Последняя модель наиболее известна современникам. В горизонтально-вертикальной структуре Мирового Древа условно объединены понятия о пространстве и времени. По вертикали Мир условно поделён на семантические оппозиции: «верх» (мир Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных).

В мифологии имеется представление о многоуровневом небе. Так, скандинавская мифология повествует о мировом древе, ветви которого образуют различные небеса, где живут боги, в мусульманской и ведической традициях имеются представления о семисферном небе, русские народные сказки сохранили

/8/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.