Русский народный костюм: универсальный подход

Идеограммами-символами женщина отображала на переднике своё бытие, явное и тайное.

Обереговые идеограммы воды находились на верхней и нижней кромках, затем изображалась система из знаков плодородия (желаемого и имеющегося), к ним

/57/

добавлялись еще и «событийные» знаки. Замужество означало создание новой семьи и на переднике отображалось орнаментальным рядом «древо», рождение мальчиков обозначалось рядом «коней», рождение девочек – рядом «птичек». Смерть какого-либо члена семьи обозначалась изображением древа жизни «наискосок» вершинами, направленными к западу, к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось на переднике ближе к подолу, тайное, желаемое – ближе к сердцу.

ОБУВЬ

Завершает космологическую систему народного костюма обувь. В обуви человек ступает по тверди земной, в «глубине» которой «мир нижний», «преисподняя». Обувь – граница, сквозь которую не должно проникать на тело нежелаемое, отрицательное. Отсюда становятся понятными обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником, даже если она чистая, потопать перед входом, отряхнуть всё ненужное, что прилипло к подошве.

Подводя итог сказанному о народном костюме как системе, необходимо отметить основные его позиции:

1. Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием.

2. Свидетельствует о целостности мировоззрения человека.

3. Отражает особый язык общения с Миром, Богом.

4. Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил.

Этому служили не только форма и содержание костюма, но и цвет. В дохристианскую эпоху человечество боготворило «белый свет». Свет,

/58/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.