Русский народный костюм: универсальный подход

Впоследствии полотна сшивались вместе, оставляя лишь распах впереди, а затем и впереди появилась вставка из сатина, которая стала называться «прошвой».

В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал внутри ромбов знак мирового круговорота – «коловрат».

В разных регионах по-разному называли этот знак: «кривоножка», «ярга», «вьюха», «гуськи», но в большинстве своем этот знак назывался «ярга». Рассмотрим смысловое поле слова «ярга». «Яр» – это

жар, огонь, пыл, проявление божественных сил, многократно увеличивающих силу в отличие от её природного состояния; «га» – означает движение, божественное природное движение. Следовательно, «ярга» это способ выражения человеческой жизни на земле во всех её проявлениях. Знак ярги образован двумя

/55/

парами «крюков», «рогов» различного очертания перекрещивающихся под углом 90 градусов. Ярга бывает правонаправленная и левонаправленная.

Праздничная женская понёва была украшена этими знаками в количестве от пяти до одиннадцати. Свадебная понева содержала три таких знака красного цвета, женщина детородного возраста носила понёву с пятью-одиннадцатью знаками красного цвета. Существовали ещё и «печальные» понёвы, на которых знак ярги изображался белым цветом, и количество знаков от одного до трёх зависело от времени нахождения женщины «в печали».

Расположение на знаках тверди земной (клетках, ромбах) символа небесного коловрата подтверждает идею участия в плодородии человека и «верхних» и «нижних» сфер. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета (цвет земли). Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия, края понёвы украшались обереговым орнаментом.

ПЕРЕДНИК

Важной частью женского костюма был передник. Он прикрывал «перёд» женщины, т.е. места вынашивания и вскармливания ребенка и сердце – центр жизнедеятельности. Передник повседневного костюма имел утилитарное значение. Передник праздничного костюма нёс в себе идею «паспорта» женщины.

/56/

  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.