Русский народный костюм: универсальный подход

женщины (продолжательницы рода человеческого, жизни человеческой) и Мирового древа как родового божества, дающего жизнь всему сущему. Женщина манифестирует к небу высоко поднятыми ладонями, или

ладонями-ветвями, ладонями-птицами. Ладони ассоциируются с ветвями древа. Птица, вьющая гнездо в ветвях Мирового древа, есть символ женского начала.

В народе сохранились обряды и обычаи, выполняемые женщинами с помощью ветвей дерева, метлы, веника, которые подтверждают семантическую связь женщины и «верхнего мира». Руки женщины со-творяют жизнь (пищу) в её явном, материальном виде. Смысловое поле слова «рука» – «явление, проявление жизни как возможности воспарения» [18]. Позы рук символически указывают на связь с Богом. Таким образом, руки женщины выступают как бы «посредником» в связи с Богом. Руки плавно переходят в плечи. Слово «плечо» означает «способ обрамления

/46/

границы верха и низа» [18]. Плечи – это граница «начала явного», земного. Поэтому оплечья рубах украшаются знаками земного плодородия – ромбами и клетками. Связь с богами женщина неосознанно устанавливала посредством оплечного узора и лежащих на плечах рясен, означающих оплодотворение животворящей влагой плодородного поля.

Каждая девочка, девушка знала, что она появилась на земле для продолжения рода человеческого, что её космическое предназначение – зачать, выносить и выкормить ребенка. Из глубины подсознания она охотно украшала плечи и рукава рубахи орнаментом, представляющим собой знаки плодородия. Таким образом, она с девичества программировала свою жизнь, целью которой было земное человеческое плодородие, в котором участвовали боги и небо.

На русском Севере на оплечье часто изображалась свастика. Плечи символизировали порубежье, границу «небесного» и «земного». Именно поэтому на них и изображался «жизнедарящий» символ распространения света, тепла и блага с небес на землю по всем четырем её сторонам.

/47/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.