Русский народный костюм: универсальный подход

Затылок женщины закрывал «позатылень» («предваряющая ступень знания истины, вечного, возвышенного» [18]), который представлял собой кусок ткани или плетение из бисера. В южных регионах позатыльники изготавливались с бисерными поднизями, в северных – без поднизей, но с украшением из бисера. Уместно предположить, что сборные головные уборы сопровождали понёвный ансамбль женской одежды и предшествовали кокошникам. Кокошник распространился с появлением сарафана и был украшен антропоморфным узором.

ШЕЙНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Границей головы («верха») как мифологизированного сосредоточия жизненных сил человека и тела («низа») является шея. Шея – рубеж двух сфер, двух миров. Он должен снабжаться системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья. Смысловое

/43/

поле [18] слов «воротник» и «ожерелье» – «урок на границе плотского существования и возвышенного», «проявление сути возвышенного на плотском уровне». Женские ожерелья были круглыми (бусы), мужские – плоскими (гривны). Древнеславянское название ожерелья «монисто» произошло от индоевропейского слова «топо» (шея). Ожерелье семантически наполнялось значением эманации (исход от Бога вниз к человеку). От мистической силы включенных в ожерелье фигур, очевидно, зависело будущее человека. Ю. Шилов предполагает, что включенные в ожерелье бусы, оленьи зубы, зерно-каплевидные предметы акцентировали исход от божественного, спирали и пронизи из собачьих клыков указывали на защитную функцию. При захоронении в ожерелье включались подвески из топориков и клыков животных и этим как бы ставился акцент на «потерю головы», т.е. уход из земной жизни. Своей формой ожерелья часто напоминали луну и их называли лунницами. Иногда это были украшения типа воротника. В старину ожерельем назывались и воротники шуб, рубах, кафтанов. Русские женщины носили нагрудные и шейные украшения, которые плотно облегали шею в виде ажурного воротника и застегивались сзади. Такие украшения называли ошейниками. В XIX веке были распространены плоские украшения из разноцветного бисера, которые крепились вокруг шеи и спускались спереди до пояса или ниже. Эти украшения называли «гайтанами».

Ворот одежды, как женской так и мужской, представляет собой границу (порубежье), сквозь которую из внешнего мира на тело (дом души) может проникнуть «нежелаемое», опасное. Смысл ворота –

/44/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.