Русский народный костюм: универсальный подход

«Обруч» («способ обрамления постижения радости» [18]) представлял собой древесную кору и картон, обшитые тканью. Обруч декорировался бисером, пуговицами, жемчугом и т.д.

«Перевязка» («обнажение сути временного, изнанки», «урок неизбежного возвращения» [18]) представляла собой полоску ткани с золотой вышивкой или парчи, позумента с завязками на концах

«Венец», «Коруна», «Почелок», «Ряска» – это головные уборы с подкладками из фольги, обильно украшенные жемчугом, бисером и т.д. Смысловое поле названий девичьих головных уборов означает «жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность» [18].

Венки из цветов и платки – это наиболее поздние варианты головного убора девушки.

Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка «превращалась» в женщину, проходил обряд «расплетания косы». Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка

/41/

обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На неё надевалась «кичка» молодухи, которая представляла собой невысокий головной убор с едва намеченным рогом (возвышением на лобной части).

После рождения первого ребенка молодуха, доказав своё плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор.

Кичкообразные головные убор состояли из нескольких предметов. Основным элементом была сама кичка из твёрдой основы, придававшая форму всему головному убору (кичка, рога, копыто и т.д.). На неё надевалась верхняя украшенная часть из ткани. Это были: сорока, волосник, привязка, позатылень, верховка, рясны, наушники, перышки и т.д. Сорока повторяла форму кички, но иногда и скрывала её рогатость. Рогатые кички носили преимущественно в южных регионах, где преобладал понёвный ансамбль. В северных губерниях была распространена копытообразная кичка.

/42/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.