Русский народный костюм: универсальный подход

и её сопрягаемость с другими сферами, появилось изображение земли в виде гор-треугольников. Поскольку изображение земли считалось в древности негативом, то и вершины гор-треугольников были направлены вниз.

Эти рисунки означают Мать-сыру землю с её умирающей и возрождающейся растительностью.

Высотные сферы (вселенская гора МЕРУ, небо) также изображались треугольниками, вершины которых были устремлены вверх.

Горы тесно связаны с изображением растительности. Таким образом, изображение треугольников и дерева можно трактовать как «Древо жизни на вселенской горе». Поскольку Мать-сыра земля, несущая в себе идею земного плодородия, семантически означает женское начало, а Небо – мужское начало, то слияние двух символов, состоящих из треугольников, дает единый символ – РОМБ, несущий идею плодородия.

В истории культуры миропонимание человека изменялось, и в зависимости от него изменялась и

/34/

семантика знаковой грамоты. Изначально главенствующая роль в идее плодородия принадлежала небу в лице Великой богини неба (Великой Праматери). Затем, с развитием земледелия, произошла смена мировоззрения. Роль богини-женщины стала принадлежать Матери-сырой земле (как рожающей плоды для жизни всего сущего), Небо же становится мужской ипостасью бога плодородия. Знаки-символы постепенно перестали быть ЗНАНИЕМ и способом его передачи. Происходило соединение нескольких знаков вместе. При этом смысл частично утрачивался. Геометрический орнамент постепенно стал вытесняться зооморфным, растительным, сохраняя изначальную идею, но отдаляя Человека от смысла всё дальше и дальше.

Рассмотрим русский народный костюм как отражение общения ЧЕЛОВЕКА и МИРА.

ГОЛОВНОЙ УБОР

Выше было отмечено, что если образно представить себе модель макрокосма в виде Древа и микрокосма в виде земного человека и поставить их рядом, то голова человека будет находиться на уровне «верхнего» мира (небес) за линией небесной тверди, а ногами он будет стоять на уровне линии земной тверди.

/35/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.