Русский народный костюм: универсальный подход

«руса косонька». В некоторых районах перед свадьбой косу, заплетённую из льна или кудели, вешали на ёлку или протягивали верёвку от дома жениха к дому невесты и вешали на неё косу. Можно предположить, что когда-то коса невесты обрезалась и оставлялась как «девья краса», родовая святыня в доме родителей. Много отголосков обычая срезать косу невесте имеется и в свадебных плачах карел. У некоторых народов мать невесты передавала жениху срезанную косу дочери. У славянских народов широко распространено свадебное подрезание или подпаливание волос жениху и невесте. Это говорит о том, что в народе глубоко укоренилось значение волос как жизненной и плодоносной силы. Традиция смены одной девичьей косы после первой брачной ночи двумя женскими говорит о родовом начале, о приобретении суженого и переплетении их жизненного пути. В микрокосме человека посредством волос устанавливалась связь с макрокосмом. В свадебной народной лирике кудри жениха часто сравниваются с солнечными лучами.

Русские народные сказки повествуют о том, как: герой поднимается из подземелья (ямы) по девичьей косе; герой поднимается на небо по «девятисаженной

/25/

косе небесной девы»; карлик, запутавшись бородой за пень, обрезает её и теряет свою волшебную силу; герой поднимается на башню (где находится невеста) по косе девушки или выбирается из леса по нити клубка, подаренного Бабой-Ягой. Перекличка мотивов коса-нить не случайна, так как у народа наглядно появилось представление о волосах как о нитях жизни, которые связывают человека с небом, с божеством.

В мировоззрении многих народов волосы связаны с реинкарнирующей душой, с основной жизненной силой человека. У тюрков коса мужчины являлась воплощением его души и была связана с его счастьем, плодовитостью. У народов хантов и манси волосы на голове также считались местом обитания души, а она сама также отождествлялась с дыханием и птицей. Это получило выражение в девичьем накосном украшении с изображением птицы. Птица, изображённая на «накоснике», считалась «существом вершины кос», сам же накосник называли «кутюшка», «кушка», «кутазик». Можно предположить, что изначально «накосник» представлял собой «мешочек», в который опускалась «вершина» косы. Впоследствии накосники стали представлять собой полосы ткани, ленты, сшитые в виде треугольников и вплетающиеся в косы. После выхода замуж девушка хранила накосник до самой смерти. Исследователи предполагают, что плетению кос у замужних женщин предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания. Девушки же носили распущенные волосы.

Нередко у мифических героев их жизненная сила заключена в особом волоске (одном или нескольких) на голове (золотом). В комплексе народных воззрений имеется еще представление о том, что каждый волосок

/26/

  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.