Русский народный костюм: универсальный подход

Она решила избавиться от соперницы – царевны (молодого новорожденного Солнца, набирающего силу и красоту с каждым днем). Солнце-Царевна умерщвляется девкой-Чернавкой. Королевич Елисей (Бог-громовник Перун) обращается к «небожителям» с просьбой подсказать ему местонахождение своей возлюбленной. Найдя её спящую (мертвую), он оживляет её поцелуем (согласно древнейших воззрений солнце ежегодно умирало и воскресало, что легло в основу ежегодных традиционных праздников в честь смерти и воскресения божества).

Представления о небе как о Праматери, бессмертии и бесконечности символически отразились в изображении неба в виде окружности, кольца, диска, двойного диска (т.е. бесконечной геометрической фигуры).

В древности изображались не сами боги, а их мифологизированные обиталища: символы, предметы, горы и т.д. Круг и кольцо в культуре разных народов стали символами оберега, защиты от нежелаемого. Таким образом, можно предположить, что круг, кольцо, изображаемые на предметах одежды и быта, – это зримая, но негласная молитва богу (богине), установление с ним (ней) связи посредством знака. Отсюда становится ясным и отношение к кругу, круглому предмету как к оберегу (оберегающему от всего дурного, «сглаза» в частности). Круг в народной культуре является

/18/

Поделитесь этой записью
  • Источник: Л.В.Каршинова. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.