Русская женская одежда на Урале: парочка

/49/

Парочка - юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Рис. 3.13. Парочка — юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Стоимость парочек, богатых сарафанов была очень высока. Приведем свидетельство Осинцевой Екатерины Петровны 1919 г.р. (Свердловская область, Каменский район, с. Сипавское): «Юбки с кофтой— это по праздникам; материал покупной был; у мамы много сарафанов, парочек, подшалков было — продала, избу сделала, корову купила».

Несмотря на то, что комплекс парочка является очень поздним вариантом традиционного русского костюма, сохранность его именно как комплекса представляет определенную трудность. Сохранившиеся экспонаты чаще всего представляют только кофты от парочек, т.е. половину комплекса. Юбки в силу большей эксплуатации изнашивались быстрее, либо подвергались перешиванию более поздними поколениями.

Парочка - юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Рис. 3.12. Парочка — юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

История костюма — это история изменения его форм на протяжении всего времени существования одежды. Разнообразие форм кофт-парочек позволяет сделать заключение о существовании определенной моды в истории этого костюма. Однако, несмотря на все инновации в результате влияния городской культуры, в деревнях вплоть до 30-х годов XX в. бытовал сарафанный комплекс, строго соответствуя традиции. Парочки оставались одеждой праздничной, выходной, свадебной. Новые «модные» виды одежды получали свое распространение в первую очередь в среде зажиточного крестьянства.

/50/

 

Парочка - юбка с кофтой, камлотовый передник, платок. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Рис. 3.14. Парочка — юбка с кофтой, камлотовый передник, платок. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Парочка - юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

Рис. 3.15. Парочка — юбка с кофтой. Женский костюм начала XX в. Троицкий историко-краеведческий музей, Талицкий район Свердловской обл.

В сохранении архаичных форм одежды большую роль играла религиозная принадлежность крестьян. Так, православные всегда были склонны к заимствованию новых видов одежды, а старообрядцы — к сохранению старых видов. Поэтому у старообрядцев архаичные формы (дубасы, пояса и т.д.) сохранились до наших дней.

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.