Русская женская одежда на Урале: парочка

/46/

Юбка со «вставкой»

Рис. 3.6. Юбка со «вставкой»

2. Юбка «со вставкой». По типу кроя такие юбки восходят к традиционному крою юбок из домотканины со вставкой (прошвой), когда переднее полотнище изготовлялось из другой ткани или с особыми украшениями. В конце XIX — начале XX вв. прошва делалась из основной ткани, из которой изготавливалась вся юбка. Сохранился обычай украшать вставку (в традиционных юбках нижняя часть имела полосу из домотканой узорчатой ткани). Для украшения использовали фабричное кружево, тесьму, чтобы обогатить и развить художественный образ всего костюма.

3. Прямая юбка. Очень поздний вариант костюма с прямой юбкой, несомненно, привнесен в традиционную культуру русского костюма под влиянием городской моды. Промышленное развитие городов, миграция населения из деревни в город не могли не оказать влияния на костюм деревни. Сшитые из дорогих фабричных тканей, сложные по крою, богато декорированные (складки, сборки, драпировки, подрезы и т.д.), такие юбки служили только в качестве праздничной одежды. Юбки такого типа однозначно появляются в начале XX века. «У меня была желтая кофта и черная юбка «с прорешкой», пуговки нашиты, юбка узенькая, долгая..» (Свердловская область, Камышловский район).

Юбка от свадебной парочки. В основе кроя прямая юбка

Рис. 3.7. Юбка от свадебной парочки. В основе кроя прямая юбка

Изменениям подвергается и традиционная рубаха, т.к. изменяется сам образ жизни, меняются требования, предъявляемые к костюму. Рубаха очень долгое время оставалась основным элементом русского женского народного костюма. Использование фабричных тканей для рубах невольно повлияло на их конструкцию. Появляются кофты-баски. Кофта-рубаха длиной до талии первоначально повторяла конструкцию лифа холщовых рубах. В юбочном комплексе рубаха-кофта начинает носиться навыпуск, поверх юбки. «По праздникам носили вышитые рубашки навыпуск, они были нарядные, праздничные…» (Свердловская область, Тавдинский район).

В конструктивных особенностях кроя нового типа рубах-кофт можно выделить несколько вариантов:

1. Не отрезная, не приталенная кофта (распашная).

Спинка и полочка такой кофты имели расширение к низу по боковым швам и свободно спадали.

Основные принципы кроя, по-видимому, заимствованы из верхней одежды, отличающейся большой целесообразностью, простотой и экономичностью.

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.