РОБРОН

На перегородке висел старый, почти весь облупившийся портрет напудренной женщины, в роброне и с черной ленточкой на тонкой шее.

И. С. Тургенев. Затишье. I. 1854.

Роброн (робронд, роба) — женское платье с очень широкой юбкой колоколообразной формы. Название от французского roberonde, буквально — круглое платье; но прежде было заимствовано французского robe — роба, в значении платье вообще. Женская мода 18 века не отличалась особым разнообразием силуэтов и объемов (во всяком случае, изменения были более плавными и медленными) и общий для всех покрой приобретал индивидуальность за счет отделок кружевом, лентами, оборками, цветами. «В старину гардероб богатой дамы состоял из четырех или пяти робронов, которым, по прочности их, износу не было», — сообщал «Литературный листок» в 1824 (ч. IV, с. 3). Роброн шили из бархата, штофа, атласа, люстрина, гродетура, одноцветных и узорчатых шелков, довольно плотных прочных тканей разнообразной расцветки. От них редко отказывались не только из-за высокой цены, но и из-за труднодоступности новых материй, предпочитая переделывать старые туалеты согласно новым требованиям моды. Даже знаменитая фраза, приписываемая Розе Бертен, «Новое — это хорошо забытое старое», родилась у знаменитой портнихи по случаю переделки старого платья королевы для очередного бала. К середине 18 века женские юбки стали круглыми в плане, тогда-то название «роба» было вытеснено терминами «роброн» или «робронд», которые не забылись и в 1-й трети 19 века, как воспоминание об ушедшем веке, как признак времени. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном?» (1836). Меньшие по объему, но круглые в плане платья носили название молдаван. Обычно они упоминаются в текстах, описывающих события рубежа 18 — 19 веков, как одежда придворных дам. Возможно, это связано с тем, что «молдаван» приличествовал официальным церемониям в большей степени, чем «античная» мода того времени. 18 июля 1803 в Сухопутном кадетском корпусе состоялась демонстрация запуска воздушного шара, на которой присутствовали императрица Елизавета Алексеевна и император Александр I. Свидетель тех событий так описывает платье царицы: «Прибыли император и императрица. Он — статный, красивый, светловолосый, похож на юношу, она — высокая, белокурая… На ней круглое платье из блестящего сиреневого  шелка, по русскому обычаю ниспадающее до земли; голову императрицы покрывал обычный для высшего общества головной убор — шаль и кружевная вуаль» (Письма сестер М. и К. Вильмот из России, М., 1987, с. 217). Придворный этикет тяготел к более монументальным формам, поэтому в России всегда, даже в период торжества муслина и кисеи, одежда для официальных церемоний мало считалась с требованиями моды. Лишь к концу 1805 одежда для малых выходов стала больше подчиняться господствовавшему стилю.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.