Производство и декор тканей на Урале

/17/

Пояс топковый «со словесами»

Рис. 1.29. Пояс топковый «со словесами»

На кроснах ткали в две нитченки широкие опояски и кушаки, используя нити утка нескольких цветов и прибивая ткань бердом: «Опояска — по кафтану цветастая, широкая. Полосатые, в клеточку, ткали на кроснах». Способом, который сочетает витье и переплетение нитей основы с использованием утка, пояса ткали с помощью деревянных дощечек. Квадратные деревянные дощечки с отверстиями называли также «топки», «карты»: «Мать и круглы поесья из бутылки и в карточки ткала».

Способы изготовления поясов, бытовавшие на Урале, их конструктивные и графические черты являются самыми наглядными свидетельствами связи художественной образности и техник народного искусства с древними истоками мифопоэтического отношения человека к окружающему миру и архаичными ритуалами наших предков.

Пояс топковый «со словесами»

Рис. 1.30. Пояс топковый «со словесами»

Наш краткий обзор способствует первому знакомству читателя с многообразием приемов и изделий народного художественного текстиля, применявшихся при изготовлении одежды. За рамками статьи остались такие важные художественно-ремесленные технологии, как изготовление кружевных женских шалей, золотное шитье головных уборов, вязание и некоторые другие. Мы надеемся на продолжение исследований и публикаций по данной теме, в том числе при помощи и поддержке наших добровольных и бескорыстных помощников — коллекционеров и краеведов — энтузиастов сохранения культурного наследия народов Урала.

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.