Производство и декор тканей на Урале

/16/

Мужской пояс. Закладная техника. Гарус

Рис. 1.27. Мужской пояс. Закладная техника. Гарус

Пояс является ярким декоративным элементом костюма, поэтому цветовая гамма поясов была довольно разнообразна, их ткали из нитей красного, зеленого, желтого, белого, синего и других цветов: «Всякие пояса были гарусные: то бурые, то зелёные», «Зелёной да алой. Без слов, несловесный», «Опояской красной подпоясан», «Раньше опояски свои ткали. Белая шерсть», «Полоска красная, полоска зелёная».

Основным выразительным средством тканого пояса является геометрический и стилизованный орнамент, состоящий из мотивов древнего происхождения с природно-космической и антропоморфной символикой. Выкладные и закладные пояса характерны чередованием простых геометрических фигур: ромбов, квадратов, звезд, треугольников, а также стрелок и зигзагов, образующих в сочетании с ромбами и треугольниками растительные орнаменты. В основе браного узора поясов — мотив, образованный диагональными линиями уточной нити, которым создается контурный рисунок геометрических мотивов: ромбы, кресты — простые и «с крючками». Пояса, выполненные с помощью «заправочного» узора, выглядят более простыми и лаконичными, в виде цветных полос во всю мину пояса, образующих радужное чередование цветов, а также равномерно чередующихся поперечных цветных полос, образованных клеточками (браное ткачество) и «галочками» (ткачество на топках). Древнее символическое значение орнамента не сохранилось в памяти наших информантов, поэтому создаваемые узоры называются по сходству с реальными предметами: «Покромки ткала на ниченках, «овечьи копычушки» на покромку выбирали», «Пешечкам выбирали», «Ёлкой, клеткой ткали». Ярким явлением народного искусства является «текстильная каллиграфия», пояса с текстами молитв, пожеланий и афоризмов. Словесный орнамент оживляет узор пояса, сохраняя традиционную ритмику и композицию, придает поясу еще большую сакральную силу.

Мужской пояс. Закладная техника.

Рис. 1.28. Мужской пояс. Закладная техника.

По технике выполнения узорные пояса делятся на три группы: плетеные, тканые и пояса «на дощечках». При изготовлении поясов первой группы нити не разделяются на основу и уток, для изготовления плетеных поясов применяют следующие приспособления: пробка, спица и бутылка, вилочка, коклюшки. Ткут же пояса, функционально различая продольные нити основы и поперечные утка; уточная нить пропускается перпендикулярно длине пояса в зев, образовавшийся поочередным разделением разных групп нитей основы. Ткачество поясов выполняют на бердечке, нитченках, сволочке, кроснах. При изготовлении пояса на бердечке, нитченках или сволочке уплотняли ткань, «прибивая» уток деревянным ножом-трепальцем: «Трепальса спесальны были маленьки. Нищенки сверху пристроишь, притыкашь, спустишь и опять. Сколь нитощек, столь петелек. На поесья-то одна нищенка была. В щетыре и в три нитощки ткали».

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.