ПОЯС

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках.

Л. Н. Толстой. После бала. 1903.

Пояс — полоса ткани, кожи, шнур и прочее различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, скрепляющиеся узлом, пряжкой, пуговицей и другим. Название собственно русское, образованное от «поюсати» — опоясывать, которое, в свою очередь, является производным от «юсало» — пояс (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В., Краткий этимологический словарь русского языка, 2 изд., М., 1971, с. 360). К глубокой древности восходят правила, связанные с ношением пояса в русской бытовой культуре: «Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление, сохранявшееся в крестьянской среде еще до конца XIX — начала XX веков» (Маслова Г. С., Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX веков, М., 1984, с. 45). К поясу относились как к сакральному предмету, оберегу. Распоясать человека означало его обесчестить. Мужчины носили пояс несколько ниже талии, так как дородность считалась важным внешним достоинством. Для некоторых видов женской одежды, например, сарафана, практической надобности в поясе не было, но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху. По свидетельству этнографов, пояс носили даже дети, надевая его прямо на тело под рубашку [Лебедева Н. И., Одежда, в кн.: Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР, М., 1960 (Труды Ин-та этногр. им. Миклухо-Маклая. Новая сер., т. 57), с. 246].

 

Пояс. В. Л. Боровиковский. Портрет Д. С. Яковлевой. 1800-е года. Частное собрание. Париж.

Пояс. В. Л. Боровиковский. Портрет Д. С. Яковлевой. 1800-е года. Частное собрание. Париж.

Старинные тканые или вышитые пояса-обереги отличаются изысканностью узоров и цветовых сочетаний. Узорчатые пояса, с преобладанием красного цвета, играли важную роль в свадебном обряде не только в качестве даров невесты жениху, но и для обозначения свадебных чинов (дружки жениха, сваты и другое). Многослойные женские традиционные одежды не подчеркивали талию, никак ее не выявляли — монументальность форм, их статичность, отсутствие подвижных деталей воплощали сложившийся веками эстетический идеал. Пояс в таком случае не столько членил фигуру, сколько служил чисто декоративным задачам, колористическому и орнаментальному решению костюма. В модном западноевропейском костюме, который начал распространяться с начала 18 века, пояс долгое время не играл ни декоративной, ни композиционной роли, так как женщины и мужчины носили одежду такого покроя, что пояс не требовался (шнурки, завязки для интимных частей туалета, которые тоже можно было бы назвать пояс, обычно скрывались от посторонних глаз). Первыми к поясам на рубеже 18— 19 веков обратились женщины, чаще всего использовавшие в этом качестве атласные ленты. Во время господства «античной» моды пояс подвязывался под грудью туники, скреплялся бантом или пряжкой-антиком с резными камнями в гладкой оправе. В 1800-х — 1-й половине 1810-х годов пояс-лента чаще всего был светлых тонов. В 1820-е года линия талии в силуэте одежды постепенно стала спускаться на свое естественное место и пояса сделались более разнообразными по материалу и орнаментации, например, «а la Leonide — лента с поперечными, а не продольными полосами; на концах поясов бахрома» («Московский телеграф», 1825, № 9, с. 156). Годом позже вошли в моду другие пояса-ленты: «Лентами белой волшебницы (a la dame Blanche — это новая опера, которая в Париже в большой моде) — называются атласные ленты, у которых середины розовая или зеленая, а по краям несколько черных, полосок» (там же, 1826, № 5, с. 42). В год битвы при Наварине (1827) появились «греческие ленты», украшенные крестами. К началу 1830-х годов талия платьев располагалась на естественном месте, а порой даже несколько опускалась при помощи шнипа, поэтому потребность в поясе исчезла, но он остался в обиходе как возрастной признак. Пояс-лента с пышным бантом во 2-й половине 19 — начала 20 веков считался лучшим украшением бального и повседневного платья молоденькой незамужней женщины. В 20 веке пояс становится активно используемой деталью костюма: у мужчин чаще всего в верхней одежде, а у женщин почти во всех видах костюма. Пояс является столь важным композиционным элементом, начинающим играть значительную роль в формировании силуэта, что не стоит удивляться разнообразию его форм и материалов. Это и широкие драпирующиеся пояса-шарфы, и пояса-корсеты из эластичных материалов, узкие кожаные ремешки, которые надеваются по нескольку штук сразу. Пояса завязываются на разнообразные банты или снабжены строгими крупными пряжками. Пояс необычайно активен по цвету и, соответствуя цвету сумки или перчаток, образует колористический ансамбль. Время от времени модельеры предлагают пояс из кожи экзотических животных (крокодилов, змей), пояс, сплетенные из металлической нити, колец, с пряжками в виде бабочек, пояс, застегивающиеся на пуговицы в тон украшениям, и другие.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.