ПОДДЁВКА

Позвольте, почему вы в поддевке, ежели вы не писатель? Ах, вы швейцар!

В. М. Дорошевич. Татьянин день. 1903.

Поддёвка — короткий кафтан, отрезной и присборенный по талии, с застежкой на крючках, иногда без рукавов, одевавшийся под верхний кафтан. Название, скорее всего, производное от слова «поддевать» и связано с тем, что поддевка обычно служила одеждой для более теплого времени года, так как не имела ватной или меховой подкладки, поэтому ее поддевали под другой кафтан. У Л. H. Толстого читаем: «Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу, а суконную поддевку» («Анна Каренина», 1873— 77). В отличие от модного европейского платья, традиционные формы костюма в печати не обсуждались, и представление о них утрачивалось. Поэтому, например, так важны и интересны замечания А. Н. Островского, прекрасно знавшего повседневный быт московского купечества, в частности манеру одеваться, и уделявшего большое внимание костюмам своих сценических персонажей. Вот что сообщает он в одном из своих писем: «Если ты называешь поддевкой кафтан со сборками сзади, который застегивается на одну сторону на крючках, то именно так должны быть одеты Восмибратов и Петр» (Письмо Ф. А. Бурдину, Москва, 21 октября 1871, цит. по изд.: Полное собр. соч. в 12 т., т. 11, с. 367). А письмо это начинается фразой: «Любезнейший друг Федор Алексеевич, я не знаю, что у вас в Петербурге называется поддевкой», отразившей существовавшие в 19 веке расхождения в понимании слова поддевка. Так, В. И. Даль рассматривал поддевку как «безрукавый кафтанчик, надеваемый под верхний кафтан» (Толковый словарь живого великорусского языка, т. 3, М., 1980, с. 171). В городе поддевку носили рабочие, мещане, лавочники, выходцы из крестьян, а в деревне также и помещики, как наиболее удобную одежду, не стеснявшую движений на охоте, при объезде хозяйства и так далее. На рубеже 19 — 20 веков поддевка вошла в моду в среде творческой интеллигенции — художников, писателей, журналистов. Однако в 19 веке первыми к поддевке и другим разновидностям русского кафтана обратились писатели-славянофилы. «С годами, и, кажется, в 1835 году, некоторые надели поддевки и отрастили бороды: честь первого переодевания принадлежит, кажется, К. С. Аксакову, за ним переоделся А. С. Хомяков» (Свербеев Д. Н., Записки, т. 1, М., 1899, с. 415). Если сопоставить сведения о костюмах славянофилов, встречающиеся в воспоминаниях современников, то нельзя не заметить разночтения в описаниях. Например, кафтан, указанный у Свербеева как поддевка, у А. В. Никитенко назван «охабнем» (Записки и дневник, т. 1, СПб., 1893, с. 512) или армяком. «Переодевание» горожан-интеллигентов в крестьянскую одежду вызывало неоднозначное отношение в писательской среде. Этим объясняется иронический характер вопроса, с которым обратился герой вышеупомянутого рассказа В. М. Дорошевича к швейцару.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.