ПИДЖАК

Орешников, не отвечая, снял кожаный фартук, повесил его на гвоздь, надел барашковую шапку и длинный двубортный пиджак.

А. Н. Толстой. Хождение по мукам. Книга первая, 10. 1922— 43.

Пиджак — верхняя часть мужского или женского костюма в виде куртки с лацканами, обязательно застегивающейся на пуговицы. Название от английского pea-jacket — куртка, восходящего к голландскому pij — разновидность грубой ткани, и jekker — куртка. Появился в мужском гардеробе в середине 19 века. В 1820 — 50-е года в условиях николаевской России распространение пиджака было затруднено, так как малейшее отступление от регламентированного типа одежды вызывало подозрение властей в свободомыслии. «Государю эту статью представили как манифест партии „пиджаков общинного начала», и его засадили прямо в сибирочку»,— сообщает мемуаристка об аресте И. С. Тургенева в связи с публикацией в 1852 его статьи, посвященной памяти Н. В. Гоголя (Смирнова-Россет А. О., Дневник. Воспоминания, М., 989, с. 69). В годы правления Александра II (1855— 81) пиджак был уже широко распространен и стал повседневной одеждой не только мастеровых, но и чиновников, и разночинной интеллигенции, даже дворян. Определенные ограничения на использование пиджака, а позже пиджачной пары (пиджак и брюки) сохранялись долго. Так, пиджак нельзя было надевать для визитов: «На лице адвоката промелькнуло неудовольствие: гость был серовато-почетный, член редакции журнала „Русский ум“, но явился он на вечер в пиджаке и мягком воротничке. „Нет, все-таки мало у нас европейцев»,— подумал Кременецкий» (Алданов М. А., Ключ, гл. II, 930, цитата по публикации «Дружба народов», 1989, № 3, с. 52).

Пиджак. Л. С. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898. Русский музей. Санкт-Петербург.

Пиджак. Л. С. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898. Русский музей. Санкт-Петербург.

Нельзя было носить с пиджаком крахмальные рубашки, а значит, и белый галстук. В 20 веке пиджачная пара вытеснила большую часть мужских одежд предшествующего столетия. Если в 1-й половине 19 века стремились носить пиджак и брюки одного цвета, то во 2-й — вновь вернулись к обычаям середины 19 века носить пиджак и брюки разного цвета, но, как и тогда, этот наряд считался неподходящим для торжественных случаев. В начале 1920-х годов актер А. И. Сумбатов-Южин ввел в Москве моду на пиджаки с накладными плечами: «Приходя на такой вечер, я постоянно находила среди присутствующих хорошо знакомый силуэт, его элегантную с высокими плечами фигуру (говорили, что москвичи, следящие за модой, заказывали портным плечи a la Южин …» (Луначарская-Розенель Н., Память сердца, М., 1965, с. 76), хотя сам Южин был не автором, а лишь распространителем этой моды. В последующие десятилетия 20 века пиджак, следуя моде (узкие или широкие лацканы, однобортная или двубортная застежка, прорезные или накладные карманы), не выходит из мужского и женского гардероба, оставаясь его важной частью. Значительные изменения его покрой претерпевает с 1970-х годов; летние пиджаки шьют без лацканов; с короткими рукавами из пестрых набивных тканей. Неизменным признаком пиджака остается только сквозная застежка.

Пиджак. С. В. Малютин. Портрет В. В. Переплетчикова. 1912. Русский музей. Санкт-Петербург.

Пиджак. С. В. Малютин. Портрет В. В. Переплетчикова. 1912. Русский музей. Санкт-Петербург.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.