ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ТКАЦКИЕ

Переплетения ткацкие — способы соединения нитей в ткацком производстве для получения тканого полотна. На основе способов переплетения нитей определился целый вид художественной деятельности — текстильное искусство. Его специфика была определена немецким теоретиком искусства Готфридом Земпером в опубликованной в 1856 статье «Текстильное искусство», в которой он пришел к выводу, что «текстильному искусству заслуженно принадлежит первенство, поскольку все остальные виды искусства, не исключая керамики, позаимствовали свои типы и символы у текстильного искусства; текстильное искусство в этом отношении вполне самостоятельно выработало присущие ему типы или позаимствовало их прямо у природы; оно, следовательно, должно быть признано первичным видом искусства» (Земпер Г., Практическая эстетика, М., 1970, с. 228 — 29). Любая ткань появляется в результате соединения нитей утка и основы между собой. Основой называют нити, натянутые вдоль всего будущего полотнища по вертикали, а утком — по горизонтали. Способ соединения этих нитей и определяет тип переплетения. Существует три простейших типа переплетения, на которых основано разнообразие тканей. Наиболее простое и, по-видимому, самое древнее — полотняное, или тафтяное, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1 : 1, то есть если 1-я нить основы вышла на поверхность, то 2-я оказывается закрытой уточной нитью, и так далее. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материя, одинаковая с обеих сторон. 2-й тип переплетения — саржевое, или киперное (кипорное; иногда его называют диагональным). В нем каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом в 45°. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево — изнаночная. Атласное переплетение отличается тем, что не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы; такой атлас называется основным. Если же не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, то такой атлас называется уточным. Все разнообразие тканей, выполненных в трех основных переплетениях, достигается прежде всего видом сырья — шелк, шерсть, хлопок, лен, искусственные материалы, а также их смешением; при этом важно, одно ли сырье использовалось для утка и основы, одинаковой ли толщины были нити по вертикали и по горизонтали, обе ли нити были туго скручены или одна из них не была скручена совсем, одного или разного цвета берутся нити утка и основы. Совершенствование обработки сырья, изготовление нитей, их закрутка были длительным историческим процессом, поэтому для атрибуции археологических и средневековых тканей важно не только установление способа переплетения, орнаментации, окраски, но и типа закрутки нити. Их различают как S- и Z-образные, подчеркивая тем самым способ закрутки вправо или влево. Ширина ткани, наличие кромки могут помочь определить тип станка и место изготовления, так как проникновение ткацких техник из страны в страну было трудным, очень медленным процессом. Ткани 18 — 19 веков и особенно 20 века тоже связаны с техническими усовершенствованиями, механизацией процессов прядения, ткачества, нитяного производства, орнаментации, отделки и другим. Некоторые способы ткацкого производства, например, жаккардовое ткачество, без которого немыслимо современное производство, — сравнительно недавнее изобретение (см. Жаккард). Уже несколько веков назад научились соединять в одной ткани несколько видов переплетений, получая атласные узоры на полотняном фоне или саржевые на атласном и так далее. Используя один из типов переплетений ткацких в качестве грунта, но введя дополнительную ворсовую нить, можно получить ткани в бархатной технике (см. Бархат). Обработав готовую материю специальным прессом, получали муар. Подвергнув химической протраве шерстяное волокно и избавившись от всего, что могло быть «не шерстью», добивались бостона наивысшего качества и другого. Все это породило множество сортов ткани. В 18 — 19 веках сословным указателем становится уже не только шелк или бархат как таковые, но и конкретная ткань, более дешевые подражания которой сразу же указывали на истинное положение человека в обществе. Мода 20 века безусловно более демократична, и в условиях России в большей мере отражает личностные качества человека, систему его нравственных и культурных ориентиров, нежели истинное материальное положение. Покрой, модная линия оказываются более важными, чем ткань как плоскость, создающая форму. Тем более что некоторые типы кроя можно осуществить только из новых материалов, обладающих иными пластическими свойствами, чем традиционные материи.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.