ПАРЮРА

Тому года полтора, после настойчивой депеши, Борелиус в два месяца завершил парюр: берилловые серьги и брошь… В свете оплывавшей свечи, на лоскуте розового плюша, играли блеском изумительной красоты бериллы-серьги. В лазури бирюзы, охваченной золотым овальцем, вкруг бриллианта-солитера, сиявшего в эксцентре, мерцали ало-зелено-синие искры звезд.

И. С. Шмелев. Пути небесные. XLV. Чистейшее. 1936, 1944 — 47.

Парюра (парюр) — драгоценное украшение или набор украшений, включавший от 2 до 15 предметов в зависимости от назначения (большая и малая парюра). Название от французского parure — убор, украшение. Парюрой называли не любой набор украшений, а только особо подобранный — либо по качеству и виду камней, либо по единству художественного решения. В мемуарной литературе парюр встречается в разных значениях — и как отдельное украшение, и как набор украшений. А. Ф. Тютчева так описывает наряд императрицы: «…диадему из рубиновых звезд с расходящимися бриллиантовыми лучами и такую же парюру на корсаж» (При дворе двух императоров. Воспоминания — дневник, М., 1928, с. 127). А. Г. Достоевская сообщает о парюре как наборе украшений в следующих обстоятельствах: «При каждой своей поездке в Эмс Федор Михайлович старался экономить, чтобы привезти мне подарок: то привез роскошный (резной) веер слоновой кости; в другой раз — великолепный бинокль голубой эмали, в третий — янтарную парюру (брошь, серьги, браслет)≫ (Воспоминания, М., 1987, с. 323). Большая парюра, состоящая из диадемы, ожерелья, броши, серег, браслетов, колец, пуговиц, застежек, шпилек и другого, полагалась только для так называемого большого выхода в присутствии императорской фамилии. Дамы не могли позволить себе украшения более значительные, чем кто-либо из членов царской семьи. Заслуживает внимания рассказ княжны Мещерской о знаменитом голубом бриллианте в двадцать карат, принадлежавшем ее семье: «В царской ложе присутствует сама вдовствующая императрица (мать Николая II) Мария Федоровна. В ложе бенуара № 13 (всегда нами абонируемой) сидят мои родители. В тот вечер моя мать не надела никаких драгоценностей кроме одного этого бриллианта на шее. В первый же антракт вложу к родителям вошла ближайшая из фрейлин Марии Федоровны. Очень мягко, вполголоса, она попросила мою мать о любезности: снять с шеи бриллиант. В тот вечер, одеваясь в театр, императрица не надела бриллианта подобной величины. Послушная этикету, мать отстегнула цепочку и опустила мещерскую фамильную реликвию в сумочку. Родители тут же были вынуждены встать, покинуть ложу и уехать домой. Другой придворный этикет диктовал: декольтированная дама не могла появиться на вечере с обнаженной шеей без драгоценностей. Это считалось дурным тоном» (Екатерина Мещерская, Трудовое крещение, «Новый мир», 1988, № 4, с. 206). Правила ношения парюры в 18 и 19 веках не совпадали полностью, потому что круг людей, носивших драгоценности, был различен. В 18 веке он был только аристократическим и проблемы противопоставления себя другим сословиям просто не существовало — кто был вне двора или не стремился ко двору, по-европейски не одевался и в «гонке тщеславия» не участвовал. В 19 веке положение изменилось: между столичной светской  дамой и просто богатой женщиной существовала огромная разница, внешне выражавшаяся в знании мельчайших подробностей придворного этикета, связанных с умением носить украшения. В живописи, особенно на женских портретах 1-й половины 19 века, часто можно видеть большую парюру без обязательного для нее по этикету декольтированного платья для «большого выхода». Обычно это свидетельствует о провинциальном происхождении изображенной дамы, не отказавшей себе в удовольствии предстать во всем блеске богатства. «Не поражает ли вас, что знатнейшие дамы одеты попроще многих других, обвешанных шелком и стеклярусом? Несмотря на богатство костюма, достаточно одного взгляда, чтобы узнать, действительно ли его обладательница знатна или только богата» (Что мне к лицу, СПб., 1891, с. 126). По правилам 1890-х годов «хороший вкус предписывает по возможности иметь полные парюры, заключающие в себе: серьги, брошку, колье, медальон или крестик на шею, браслет, запонки, иногда даже гребенку для косы, кольца, цепочку для часов и ручку для зонтика. Пол-парюры составляют серьги, брошки и запонки» (Жизнь в свете, дома и при дворе, СПб., 1890, с. 69).

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.