ПАРЧА

Ой полна, полна коробушка, / Есть и ситец и парча.

Н. А. Некрасов. Коробейники. I. 1861.

Парча — ткань на шелковой основе с металлическими (обычно мишурными) утками, покрывающими всю поверхность (в так называемой гладкой парче) или служащими фоном для дополнительных шелковых утков, образующих узор. Название от татарского pаrcа — парча, узор; возможно, также от персидского, раrсä — клочок, обрезок (Словарь современного русского литературного языка, т. 9, М., 1959, с. 250); М.Фасмер приводит высказывания авторов, считающих, что русская парча восходит к старинному русскому слову «брачина», которое, в свою очередь, вошло в русский язык на основе тюркского заимствования (Этимологический словарь русского языка, т. 3, М., 1987, с. 210). Первоначально парча ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже — из Италии и Франции, особенно широко использовалась для церковных и дворцовых нужд в допетровское время. Первые мануфактуры для производства шелковых тканей, в том числе и парчи, появились в России в 1717. Однако вот что писали в середине 19 века в связи с выпуском новых образцов парчи для предстоящей коронации Александра II: «Впрочем, если рассудить дело — удивительного тут нет ничего: эти материи, имеющие много сходного с нашими русскими парчами, неизвестны и не делаются за границею; парчи — произведения национальные русские, и по многим причинам только и могут существовать и выделываться в России. Лучшим доказательством тому, как они мало известны другим нациям — служит невообразимое удивление, которое они возбудили в американцах, посетивших „Русский магазин“.

Парча. И. П. Аргунов. Портрет Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754. Русский музей. Санкт-Петербург.

Парча. И. П. Аргунов. Портрет Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754. Русский музей. Санкт-Петербург.

Парчи страшно понравились заатлантическим Янкам, вероятно не видевшим ничего в этом роде, и они разобрали множество лоскутков в виде образчиков» («Мода», 1856, № 16, с. 128). С конца 18 века в модном европейском костюме парча уже не находила применения. «Восточная» тема, появившаяся в моде 20 века, была лишь эпизодом в истории костюма. Россия, во многом ориентированная на формы одежды других европейских стран, вместе с тем во всем, что было связано с национальным престижем, сохранила некоторые черты старинных представлений о внешнем выражении величия власти, сильно видоизменив и приспособив их к новому быту. Это касалось тех ситуаций, где требовалось продемонстрировать незыблемость российских государственных устоев. «Античная» мода, которая после 1794 распространилась во всей Европе, тем не менее не сказалась на костюме, предназначенном для представления русских дипломатических миссий в других странах. «Вестник Европы» сообщал о приеме в Тюильри, устроенном Наполеоном I, на котором все европейские дамы были одеты по последней моде, а жены русских дипломатов — в тяжелых бархатных тканях и парче. Постоянным потребителем парчи оставалась церковь, а до середины 19 века и купечество. Производство парчи постоянно совершенствовалось. «Все материи будут изготовляться по заказанным нарочно рисункам на наших фабриках в Москве. Из них изготовлено вполне только два сорта (остальное в образчиках): первый, так называемая грань — чудо роскоши, блеска и великолепия; фон материи весь серебряный, а по нему золотые букеты, составленные из розанов; к этому прибавить нечего — читательницы поймут, какой эффект и какой блеск должна производить подобная ткань; они поймут также, какое назначение должна иметь эта массивная, исключительная ткань, если я скажу, что цена ее 25 рублей серебром за аршин, а на парадное платье со шлейфом пойдет более 40 аршин» («Мода», 1856, № 113, с. 106 — 07). Существовал технический прием лан се, с помощью которого ткался узор парчи. При этом использовались особые утки, в результате чего на лицевой поверхности образовывались узоры, а на обратной — нити свободно провисали до последующего выхода на поверхность. Лучшая парча в Москве производилась на фабриках Алексеевых, Вишняковых и Шамшиных.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.