ПАПАХА

Каждая папаха — в две головы высотою, и наверху папах — малиновые донца в серебряных кантах крестиком.

К. А. Федин. Братья. I. 1927— 28.

 Папаха — высокая меховая шапка, обычно с донцем из ткани. Название заимствовано через азербайджанское рарах (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 3, М., 1987, с. 200). Головной убор мехом наружу сначала усвоили казаки на рубеже 18— 19 веков, и папаха стала форменным зимним головным убором практически во всех казачьих войсках. Любопытно сравнить два описания папахи, которые можно найти в этнографических исследованиях. «По поводу шапок, сделанных целиком из меха, Дж. Лонгворт пишет: „Колпак является, возможно, единственным исключением из этого однообразия, и в зависимости от материала, из которого он может быть сделан — из каракуля, бараньего или козьего меха, мелко или крупно завитого, плотного и густого, длинного и косматого,— придает специфически индивидуальные черты, будь то мягкость, жесткость или хладнокровие, и, как я часто замечал, может быть принят за показатель, раскрывающий нам преобладающие черты вкуса, если не склонностей, носящего этот головной убор»» (Студенецкая Е. Н., Одежда народов Северного Кавказа XVIII— XX вв., М., 1989, с. 36— 37). У С. В. Максимова читаем: «Однако по тому, как надеваются на головы шляпы, можно приблизительно судить о национальном характере и племенных свойствах. Особенно это можно сказать о шапках: смелые в наездах и лихие в боях казаки носят свои шапки совсем сдвинутыми на ухо и укрепленными под подбородком на ремешке. Так водилось и в летучих отрядах польских улан, и кавказские горцы, не знавшие сна и покоя в набегах, заламывают свои шапки не только молодцевато набекрень, но и заваливают их самым внушительным образом на затылок» (Максимов С. В., По Сеньке шапка, в сб.: По русской земле, М., 1989, с. 184). Читателям очевидно, что за названиями «колпак» или «шапка» скрывается папаха — дело в том, что это наименование получило широкое распространение довольно поздно и впервые зафиксировано в русском языке в третьем издании словаря В. И. Даля, вышедшем много лет спустя после его смерти, в 1903-09, под редакцией И. А. Бодуэна-де-Куртене. Папахи казаков различных войск отличались по форме (самой большой считалась так называемая маньчжурская папаха), цвету меха и донца. Вот как описана папаха гвардейских казаков, которая отличалась особой формой донца: «Гвардейские казаки при парадной форме носили черные мерлушковые папахи-кивера, с андреевской звездой вместо кокарды и белым султаном с левой стороны. Под звездой висело плетеное из белого шнура украшение, оканчивающееся двумя длинными шнурами с плетением и кистями на концах, свисающими с правой стороны, ниже погона. Донце папахи-кивера имело лопасть — клиновидное окончание донца, свисающее с правой стороны до низа папахи-кивера» (Ривош Я.Н., Время и вещи, М., 1990, с. 246). Донце папахи других частей сшивалось из четырех клиньев с вшитым крестообразно галуном. В 20 веке папаха становится модным женским головным убором: в 1-й половине века — из низко стриженой овчины, каракульчи, во 2-й — из длинноворсовых мехов, в большей степени подражающих папахам Кубанского и Терского казачьих войск, чем можно объяснить название «кубанка», принятое для таких шапок.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.