ПАЛЬТО

Крупицин, напротив, был роста небольшого, сутуловат, смугл, черноволос, и лето и зиму ходил в каком-то пальто-саке, с оттопыренными коленями из сукна бронзового цвета.

И. С. Тургенев. Два приятеля. 1844 – 53.

Пальто – верхняя мужская, женская или детская одежда, обычно более длинная, чем иные типы костюма, предназначенные только для улицы. Название от французского paletot, восходящего к латинскому palla – пала, верхнее платье. По версии А. Доза, французское paletot заимствовано из средневекового английского paltok – куртка, жакет (Dauzat A., Dictionnaire etymologique de la langue, P., 1964, р. 528). В русском быту сам тип пальто появился в конце 1840-х годов, хотя название было известно раньше и применялось по отношению к просторному сюртуку или длинному пиджаку. У И. А. Гончарова, учившегося в начале 1830-х годов в Московском университете, читаем: «Сбросит с себя шинель или шубу (пальто тогда не было известно) и идет в залу» (Воспоминания, Собрание сочинений, т. 7, М., 1957). К середине 19 века пальто приобрело устойчивые признаки в конструкции (длина, сквозная застежка, рукава) и функциональное предназначение – одежда для улицы, в которой нельзя было оставаться в помещении. Сразу же появились пальто в русском стиле, о котором сообщил «Модный магазин» (1863, № 8, с. 102): «Пальто Петр Великий. Оно светло – коричневое суконное, с длинною несколько обтянутою талией… Это пальто напоминает костюмы Петровских времен и очень нравится в Париже». В журнале приводится и рисунок этого пальто, действительно представлявшего собой длиннополый кафтан с широкими отворотами на рукавах, следующий моде 1-й четверти 18 века. Модели по русским образцам для взрослых и детей разрабатывал петербургский театральный художник А. И. Боде-Шарлемань, который изучал исторический костюм. Заметим, однако, что в Париже представление о русском костюме в середине 19 века мало отличалось от того, что в конце 18 века увидел Н. М. Карамзин, присутствовавший на представлении мелодрамы «Петр Великий»: «Жаль только, что французы нарядили государя, Меншикова и Лефорта в польское платье, а преображенских солдат и офицеров – в крестьянские зеленые кафтаны с желтыми кушаками. Зрители вокруг меня говорили, что русские и ныне точно так одеваются, а я, занимаясь драмою, не почел за нужное выводить их из заблуждения» (Карамзин Н. М., Письма русского путешественника, М., 1980, с. 337 — 38). Фасонов пальто существует множество, поскольку мода каждый раз предлагает новый вариант, и каждый из них имеет свое название. Среди мужских моделей пальто 19 века – дипломат, пальмерстон, реглан, честерфилд (в отличие от «дипломата» — однобортный), названия которых связаны с именами знаменитых политических деятелей (например, лорда Ф. Д. Честерфилда). В числе дамских пальто – «лалла-рук» и «скобелев», образы которых навеяны русской культурой и историей. «Лалла-рук» (название восходит к стихотворению В. А. Жуковского «Лалла-рук», 1821) украшалось восточными узорами, выложенными шнуром контрастного цвета. Белый или любой другой светлый фон с темным накладным орнаментом был необычайно декоративен, а расширяющийся силуэт и форма рукавов сразу напоминали о собирательном образе костюма Востока. «Скобелев» же ориентировался на русскую военную форму, отчего и был назван по фамилии русского генерала М. Д. Скобелева, героя русско-турецкой войны 1877-78. Список названий пальто 19 века может быть продолжен: помпадур, тальони, д’орсей, ольстер, габардин и другие. В 20 веке широкое распространение получили две конструкции, известные в истории костюма как дафлкот и тренчкот. Пальто дафлкот (dufflecoat) получило свое название по ткани duffle – плотной одноцветной шерстяной материи. Дафлкот обычно всегда выше колен, имеет капюшон, встречную складку на спине, накладную кокетку, пуговицы в виде палочек. Заметим, что пуговицы-палочки давно известны в России – на такие «костыльки» застегивались старинные кафтаны. В 1920-е года художница А. А. Экстер предложила модель мужского короткого пальто (правда, из парусины, а не из шерсти, что можно объяснить тогдашними бытовыми проблемами), которое было украшено двумя рядами деревянных пуговиц-палочек. Этот прием сохранился доныне в отделке дафлкота. Тренчкот (trench-coat), в буквальном значении «окопное пальто», ориентирован на военную форму, поэтому у него воротник с пристегивающимися лацканами, шлица-разрез сзади, глубокие карманы, пояс, пристегивающаяся теплая подкладка – одним словом, все, что создавало ощущение практичности и удобства у офицеров, находившихся во фронтовых условиях. В 19 веке женские пальто были и из узорчатых тканей. В 20 веке иногда имеют место очень яркие (красные, зеленые, синие и другие), но одноцветные модели. Появление синтетических непромокаемых тканей позволяет художницам широко пользоваться орнаментом в женских и детских пальто, но в мужских сохраняеся представление о мужественности, которое было свойственно образцам 19 века.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.