МУХОЯР

В этот день старика Рогачева не было дома. Он поехал в уездный город закупать мухояру на кафтаны своим челядинцам.

И. С. Тургенев. Три портрета. 1843 — 45

Мухояр — пестротканая ткань из смеси льна, шерсти, реже хлопка, окрашивавшихся в пряже. Название от араб, muhajjar — ткань из козьей шерсти. На Руси со времен Ивана Грозного известна как привозная бухарская хлопчатобумажная ткань с шерстяной или шелковой нитью; в 18 — 19 вв. — местного производства. Мухояр не носился городскими жителями, являлся преимущественно домотканой материей, «употребляемой простым народом на одежду» (Справочный коммерческий словарь собранный и изданный Иваном Вавиловым, СПб., 1856). В литературных произведениях упоминание о мухояре обычно связано с бедностью человека и скудостью его быта. «Подле отпертой калитки сидела на скамье пожилая женщина в мухояровой кофте и черных котах» (М. Н. Загоскин, Кузьма Петрович Мирошев, 1841). Само сочетание кофты из мухояра и теплой матерчатой или войлочной обуви, к-рую носили только небогатые женщины, говорит о сфере применения мухояра. И в других произведениях Тургенева мухояр всегда встречается как ткань для дворовых крестьян, бедных людей и т. д. «Один, довольно плотный и высокого роста, в темно-зеленом опрятном кафтане и пуховом картузе удил рыбу; другой, худенький маленький, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями и изредка проводил рукой по седой своей голове, как бы желая предохранить ее от солнца» («Записки охотника», 1848). Пока хлопок и шелк в России были привозным сырьем, мухояр ценился высоко, но со временем, с производством местного сырья, получаемого в крестьянских хозяйствах, стоимость и престижность его снизились, что и определило сферу его дальнейшего применения. Хотя мухояр производился и фабричным способом, при его изготовлении избегали применять дорогое сырье, поэтому и толкование мухояра как хлопчатобумажной ткани с примесью шелка (Словарь русского языка в 4 т., т. 2, М., 1986, с. 315) вряд ли справедливо по отношению к ткани, имевшей хождение в 18 — 19 вв. В 20 в. мухояр был забыт, но материи из смешанного сырья продолжают производиться. 

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.