МАТРОСКА

Каким веселым звуком, под стать солнечной и соленой ноте свистка, украшавшего мою белую матроску, зовет меня мое дивное детство на возобновленную встречу с бодрым Василием Мартыновичем!

В. В. Набоков. Другие берега Глава первая — 4. 1954.

Матроска — детский или подростковый костюм с элементами форменной одежды моряка — большим отложным квадратным (обычно белым) воротником с полосками и галстучком, иногда украшенным якорями; женская шапочка без полей типа тока, неуставное название форменной блузы моряка (матроса) — голландки, форменки. Термин образован по тому же принципу, что и названия этой одежды в англ. (sailor’s jacket) и франц. (matelot) языках. В основу рус. названия положено появившееся в нач. 18 в., в петровскую эпоху, слово голл. происхождения «матрос» (matroos). Во Франции во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей Ж. Ж. Руссо произошла реформа детского костюма, до того практически ничем не отличавшегося от одежды взрослых, что особенно болезненно отражалось на детях из высших слоев общества, так как они были вынуждены носить парики, корсеты, туфли на каблуках и др. Франц. художница Э. Виже-Лебрен способствовала распространению новой моды, как дамской, так и детской; еще в 1790 ею был написан портрет дофина — сына короля Людовика XVI в матросском костюме (Музей, Осер). Именно Виже-Лебрен, в 1795 — 1801 жившая в России, ввела матроску в рус. быт. Художница не только придумывала новые покрои, но очень часто сама исполняла их. Она была хорошо принята рус. обществом, считалась знатоком моды, и с ее легкой руки распространилась не только «античная» мода (см. Туника), но и детская матроска. Первоначально матросский костюм был целиком белый, во 2-й пол. 19 в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Матроской называли также небольшую шапочку без полей с полосками, о к-рой упоминает Ф. М. Достоевский: «На голове у нее была старая, облупленная шляпка-матроска, очень ее не красившая» («Подросток», 1875). Морская тема в одежде (сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями), появившись в кон. 18 в., сохраняется в бытовом костюме и в кон. 20 в. Силуэт, композиционные приемы размещения декора целиком вписываются в предначертания моды. Такая одежда в основном предназначается для отдыха и путешествий. 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.