Марийская народная одежда и вышивка

/87/

Рис. 5.23. Вышивка мужской рубахи. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.24. Вышивка мужской рубахи. Музей д. Малая Тавра

 

Рис. 5.25. Оформление декоративного элемента на спине мужской рубахи. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.26. Деталь вышивки мужской рубахи. Музей д. Малая Тавра

 

Рис. 5.27. Деталь вышивки мужской рубахи. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.28. Старинный мужской костюм. Марийский жрец — молла Б.А. Александров

В настоящее время белый кафтан шовыр мужчины надевают для участия в религиозных праздниках, семейных и общинных молениях (Рис. 5.28). Названия шабур, шобур, шовыр — тюркского происхождения, первоначально так называли суконный распашной кафтан у тюркских народов. Впоследствии эта одежда получила распространение у большинства народов России, и теперь так называется верхняя мужская и женская одежда с длинными рукавами из толстой домотканой материи, из овечьей шерсти или сукна. Шовыр чаще всего имеет прямой силуэт, кроится он аналогично рубахе, только передняя точа холста разрезается от шейного выреза до подола. Марийцы также кроили и шили шовыр расширяющимся книзу и с широким запахом полы, для чего передняя планка или боковины кроились трапецевидной формы. Мужской шовыр орнаментировался более сдержанно, чем рубаха, декоративно оформлялся край холста, стыки полотен и небольшие шлицы по бокам у подола.

В регионах, где марийцы соседствовали и имели достаточно интенсивные хозяйственные связи с русским, удмуртским или татарским населением, для изготовления одежды использовалась пестрядь из крашеных или покупных цветных нитей. Со временем, примерно к середине XX века, пестрядь стала основным материалом для изготовления мужских и женских повседневных рубах. Однако прежде чем пестрядь вытеснила из производства одежды домотканый холст, некоторое время бытовал переходный вид одежды — холщовая рубаха с рукавами из «синей» пестряди. Очевидно, что рукава рубахи заменялись на новые, поскольку они изнашиваются скорее, чем другие детали — нарядно вышитые грудь и спинка рубахи (Рис. 5.29).

 

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.