Марийская народная одежда и вышивка

/109/

Рис. 5.129. Фрагмент вышивки на головном уборе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.130. Фрагмент вышивки на головном уборе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.131. Фрагмент вышивки на головном уборе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.132. Фрагмент вышивки на головном уборе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.133. Фрагмент вышивки на головном уборе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.134. Фрагмент вышивки на рубахе, мотив «крест с крючками». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.135. Фрагмент вышивки на рубахе, мотив «рожки». Школьный музей д. Верхний Потам

Рис. 5.136. Вышивка рубахи, мотив «копытца». Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.137. Вышивка передника, мотив «кошачья лапка». Музей д. Малая Тавра

 

Один из наиболее часто встречающихся мотивов вышивки и ткачества, который нередко является композиционной основой орнаментированной поверхности и из которого орнамент как бы вырастает, — четырехконечный крест с ломаными лучами, называемый марийцами «марыски» (Рис. 5.129—5.134).

Среди образных номинативов марийской вышивки выделяются связанные с животным миром — «овечье копытце» шорык кыч, «бараньи рожки» тага тӱкӧ, «кошачья лапка» пэрэс йол (Рис. 5.135—5.137). Растительные мотивы марийской вышивки встречаются в декоре мел тӱро белого женского кафтана шовыр, украшении платка солык и многоцветном орнаменте, украшающем ош тувыр — белые мужские рубахи.

 

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.