Марийская народная одежда и вышивка

/106/

Рис. 5.108-5.110 Свадебные костюмы

Вышивка марийской одежды орнаментальна, т.е. вышивкой выполнены преимущественно геометрические орнаменты, фигуративные и тем более сюжетные изображения почти отсутствуют, а редкие растительные мотивы очень условны и подчиняются простым правилам ритма и симметрии. Все разновидности марийской вышивки выполняются счетными швами (по счету нитей), связанными со структурой ткани. Стежок марийской вышивки обычно захватывает две нити полотна. Основные технологические разновидности марийской вышивки следующие: «крестом» (ката) (Рис. 5.111), счетная гладь (Рис. 5.112) и гладь «кирпичиком» (керыштме), косая стежка (каштан) (Рис. 5.113; 5.114) и «набором» (чоп) (Рис. 5.115). Наименование «канба», очевидно, происходит от «канва», а «каштан тӱрӧ» значит «вышивка полками» или «перекладинами» (кашта — полка, перекладина).

Счетной гладью выполнялись, в основном, орнаменты на груди белых рубах и кафтанов, платке солык, причем гладь на рубахах и кафтанах была многоцветная (Рис. 5.116), а на платке выполнялась красными нитками, иногда с контурной фразировкой черными (Рис. 5.117; 5.118).

«Крестом» выполнялись подолы белых и красных рубах, вышивка на фартуке по черному фону. Вышивка «крестом» — всегда многоцветная, состоящая из 4—6 цветов (Рис. 5.119; 5.120).

Некоторые дополнительные элементы орнамента (например, окантовка мотивами «гуськи» или «побеги») выполнялась несложными стежками в технике «роспись» (Рис. 5.121). В орнаментации деталей одежды изредка встречается вышивка «набором», выполненная красными нитками и изображающая мотив, известный как «крест с гребенкой» (Рис. 5.122).

 

 

 

 

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.