Марийская народная одежда и вышивка

/97/

Рис. 5.79. Платок солык. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.80. Платок солык. Музей д. Малая Тавра

Более древние образцы платков солык украшались вышивкой шерстяной ниткой, поздние — шелком и ирисом. Орнамент на солык’е вышивается приемом «косая стежка» с незначительным использованием стежка «росписью» в окантовке и «оживке» основных элементов декора. Вышитое белое полотнище платка обрамляли полосой из цветных лент кучултыш, которые носят название икыраш ока и кокыраш ока (копеечная лента и двухкопеечная лента). Узор дополняется блестками чинче, подвесками из бисера и монет и бахромой сӧся (Рис. 5.78—5.82).

На второй день свадьбы невеста меняет одежду на белый костюм с женским головным убором шҥашовычо вместо девичьей шапочки такья (Рис. 5.83; 5.84).

Оригинальное украшение кӧрж, которые женщины носили в ушах, изготавливалось из окрашенного лебяжьего или гусиного пуха оварчик, монет и бисера (Рис. 5.85). Серьги кӧрж носили по-разному: их и вдевали в проколотую мочку уха, и надевали сверху, и подцепляли к постоянно носимым покупным серьгам. Между собой серьги связывались лентой или ниткой бисера кыл, которую пропускали на шее сзади.

Марийские рубахи шили без пуговиц: разрез на вороте завязывался тесемками кандыра, а женские рубахи на груди скреплялись металлическими застежками-фибулами шыркама. (Рис. 5.86). Есть предание, что шыркама служила древнемарийским календарем, по которому люди, причастные к тайному знанию, высчитывали даты языческих обрядов (Рис. 5.87).

Старинные белые одежды марийцы надевают для участия в общинных молениях в священных рощах, посвященных марийским богам и предкам. Созерцание множества людей в белых одеждах настраивает на чистоту помыслов и пожеланий, создает возвышенное ощущение, и говорят, что это зрелище угодно Большому Белому Богу марийцев (Рис. 5.88). Пожилые марийские женщины завещают хоронить себя в белых одеждах.

 

Рис. 5.81. Платок солык. Частная коллекция, д. Верхний Потам.

Рис. 5.82. Платок солык. Музей д. Малая Тавра

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.