Марийская народная одежда и вышивка

/96/

Рис. 5.71. Головной убор невесты такья. Красноуфимский муниципальный краеведческий музей

Рис. 5.73.1. Невеста в головном уборе такья. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.72. Головной убор невесты такья. Частная коллекция, д. Верхний Потам

Элементы старинного женского костюма можно встретить в обрядово-праздничной жизни современных марийцев. Так, на первый день свадьбы на невесту надевают костюм с красной рубахой и особый головной убор невесты — круглую шапочку такья, украшенную монетами, бисером и раковинами (Рис. 5.71; 5.72; 5.73). Этот головной убор с тюркским названием присутствует в девичьем или свадебном костюме башкир, бесермян, удмуртов, чувашей. Уральские марийки носят такья один раз в жизни — только на свадьбу и передают ее по наследству дочерям и внучкам. Шапочка ярко украшена монетами, бисером, пайетками, сзади на спину спускается «хвост» — поч, выполненный из бисера с использованием белых раковин каури. Раковина каури (фарфоровка, ужовка, Monetaria moneta) — морской брюхоногий моллюск семейства ципрей — использовалась в Европе и Средней Азии в качестве украшения и денег, часто встречается в погребальных комплексах Западной Сибири, в археологических находках европейской части России. Марийцы называют раковину кишкевый, считают ее амулетом и связывают с охранительной силой подземного мира (кишке по-марийски — змея).

Поверх шапочки голова невесты покрывается платком солык, роскошно украшенным вышивкой, монетами, бисером, бахромой и блестками (Рис. 5.74). Марийцы шьют солык из двух полотнищ; у уфимских марийцев бытует квадратный платок со стороной 80—90 сантиметров (Рис. 5.75), а у кунгурских — треугольный (Рис. 5.76; 5.77). Однако марийки обеих локальных групп располагают вышивку на платке схожим образом: вышивкой украшены две стороны платка двусторонним бордюром шириной 5—8 см и угол между ними, образующий ромбовидную фигуру со стороной около 20 см.

Рис. 5.73.2. Невеста в головном уборе такья. Фото из частной коллекции

 

 

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.