Марийская народная одежда и вышивка

/94/

Рис. 5.56-5.60. Вышивки верхней части женского головного убора. Музей д. Малая Тавра

Головной убор марийской женщины — шҥашовычо — представляет собой длинное (60—70 см) узкое (20 см) полотнище, в верней части согнутое и сшитое «конвертиком», образуя своего рода «клювик», надеваемый вертикально, и «хвостом» спускающееся по спине (Рис. 5.51; 5.52). Кроме шҥашовычо (шҥа — комар, шовыч — платок), головной убор называют шлык и ӓкӓй. Ношение шҥашовычо уральскими марийками отличалось от того, как аналогичный головной убор носили марийки Поволжья. В Поволжье для его надевания и ношения использовался жесткий каркас — берестяной конус, который привязывали к волосам и на него крепили «клюв» платка. В результате головной убор выглядел как небольшой кокошник, стоящий на макушке вертикально и представлявший нижнюю сторону орнаментированного платка. На Урале женщины носили переднюю часть платка, сшитую уголком, горизонтально надо лбом (Рис. 5.53; 5.54), иногда натягивая ее на одну из кос, заплетенную и свитую спереди (Рис. 5.5).

Женский головной убор украшен наиболее богатой и композиционно сложной вышивкой. Уральские марийки разнообразно и плотно украшали орнаментом те части платка, которые покрывали темя и спускались на спину. Затылочную часть шҥашовычо вышивали только по кромке (Рис. 5.55). Переднюю часть нер вышивали шерстяными нитками двух цветов — красный составлял основу рисунка, а черный придавал ему графическую четкость и контрастность (Рис. 5.56—5.60; 5.61). Нижняя часть платка поч делилась на прямоугольные ярусы, сплошь укрывавшиеся лабиринтом древнего орнамента. Ярусы вышивки на нижней части шҥашовычо чередуются по цветовой гамме, композиции и графической основе орнамента (Рис. 5.62-5.66). Верхняя часть многоярусной композиции завершается односторонним орнаментальным бордюром, состоящим из элементов, трактуемых как «ромб с крючками» (изображенный полностью или частично) или «древо жизни» (Рис. 5.67—5.70).

Украшение вышивкой дополнялось вставками на нижнем конце из бисера, бахромой, позументом, подвесными украшениями из бисера и монет.

Рис. 5.61. Вышивка верхней части женского головного убора. Частная коллекция, д. Марийские Карши

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.