Марийская народная одежда и вышивка

/92/

Рис. 5.46. Оформление декоративного элемента на спине кафтана. Частная коллекция д. Верхний Потам

Рис. 5.47. Оформление декоративного элемента на груди женской рубахи. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.48. Оформление декоративного элемента на груди женского кафтана. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.49. Тканый пояс оян ушто. Музей д. Малая Тавра

Рис. 5.45. Женский кафтан ош шовыр. Частная коллекция, д. Верхний Потам

 

Вышивка на шовыре располагалась на груди, манжетах и подоле, оформляла шлицы по бокам (Рис. 5.44). Так же, как и на рубахе ош тувыр, аппликацией и лаконичной вышивкой украшался туп йыр — угол на спине (Рис. 5.44; 5.46). Вышивка на груди кафтана, которая в отличие от вышивки на груди рубахи не соединяется в нижней части, заканчивается углом внизу каждой из сторон и дополнительно оформляется ленточной аппликацией в виде «рожек» (Рис. 5.47; 5.48). В старинных молельных кафтанах шовыр красными лентами шириной 15—20 мм декорировались все швы и кромки полотнищ. Кафтаны повязывали широкими поясами оян ӱштӧ, которые марийцы ткали на ткацких станках из шерстяных ниток (Рис. 5.49).

Традиционная культура марийцев, как и любая другая, предписывает девушкам и женщинам заплетать, украшать и скрывать волосы. Марийским девочкам заплетали волосы в одну косу, в нее вплетали нарядные ленты ӱп кандыра или нарядное украшение ӱп тодыш, аналогичное русскому коснику, из лент, маленького зеркальца, декорированное бисером и монетами (Рис. 5.50).

 

 

  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.